Интернет. Настройки. Тарифы. Телефон. Услуги

Что нужно знать студенту-программисту. Что должен знать программист? Сколько языков программирования должен знать программист

Данный текст появился как ответ на стандартную реакцию "настоящих программистов" в ответ на мои слова что я програмист 1С. "А-а-а, 1с-ник, да какой тыпрограммист, так скриптописатель в лучшем случае. Копаетесь там в своей бухгалтерии и почему-то считаете себя программистами. Настоящий программист знаешь сколько всего должен знать?"

Когда я в заинтересованно спрашиваю что же именно должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ обычно получаю в ответ какие-нить частные проблемы именно того прогера, с которым я в эту минуту беседую. Причем выдаваемые чуть ли не за истинную сущность всего программирования как такового. Ну что-то типа -- "Если ты не знаешь как использовать семафоры в Делфи ты не программист". Или -- "если ты не знаешь как устроены хэш-таблицы ты не программист". Мне это надоело, я покопался в интернете и решил собрать в один пост все, что должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ по мнению самих НАСТОЯЩИХ ПРОГРАММИСТОВ. Список с разбивкой по разделам знания под катом

МАТЕМАТИКА

Численные методы, дихотомия/метод Ньютона, интер- и экстраполяция, сплайны, метод Гаусса/Якоби/Зейделя, QR и LU-декомпозиция, SVD, МНК, методы Рунге-Кутты, метод Адамса, формулы Ньютона-Котеса, метод Ритца, метод Бубнова-Галеркина, метод конечных разностей/элементов, FFT/STFT, сходимость и устойчивость, l-bfgs и другие квазиньютоновские методы, adagrad, PARAFAC, cassowary, interior point methods, вариационные методы для байесовского вывода, nesterov, автоматическое дифференцирование, alternating least squares, what every computer scientist should know about floating point arithmetics by Goldberg, Nocedal & Wright/Boyd & Vandenberghe

Алгоритмы, Кнут-Грэхем-Паташник/Зорич/Винберг, Spivak/Dummit-Foote, математический анализ, линейная алгебра, комплексный анализ, функциональный анализ, дифференциальная геометрия, теория чисел, дифференциальные уравнения/интегральные уравнения/вариационное исчисление/оптимальное управление, производящие функции, ряды, комбинаторика, теория вероятностей/математическая статистика/случайные процессы/теория массового обслуживания, цепи Маркова, интегральные преобразования (Фурье, Лаплас, Вейвлет), NZQRCHOS, матпакеты (Mathematica, Maple), теория категорий

Теория информации, сжатие, Хаффман, RLE, BWT, LZ, коды коррекции ошибок, сжатие с потерями (изображения, аудио, видео), информационная энтропия, формула Шеннона, сложность Колмогорова, maximum entropy problem, kullback-leibler divergence, elias/shannon-elias encoding

Дискретная математика, K2, теорема Поста, схемы, конечные автоматы (ДКА и НДКА), автомат Калашникова, клеточные автоматы

Криптография, Шнайер/Ященко, Принцип Керкгоффса, симметричная (DES, AES), асимметричная (RSA), качество ГПСЧ, алгоритм Диффи-Хеллмана, эллиптические кривые, хэширование (MD5, SHA, CRCn), DHT, криптостойкость, криптоатаки (атака гроссмейстера), WEP/WPA/WPA2 и атаки на них, цифровая подпись и сертификаты, PKI, HTTPS/SSL, доказательство с нулевым разглашением, пороговая схема, murmurhash/cityhash, DKIM

Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Мультитредность, обедающие философы, deadlock/livelock/race condition/starvation, атомарность, lock инструкции процессора, memory model/barrier/ordering, CAS или LL/SC, wait/lock/obstruction-free, ABA problem, написание lock-free контейнеров, spin-lock, TLS/per-thread data, закон Амдала, OpenMP, MPI, map-reduce, critical section/mutex/semaphore/condition variable, WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjec ts, green thread/coroutine, pthreads, future/deferred/promise, модель акторов, parameter server, RDD (as seen in sparks), downpour SGD, wait-free, stackful vs stackless

Вычислимость, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, машина Поста, диофантовы уравнения Матиясевича, лямбда-функции Черча, частично рекурсивные функции Клини, комбинаторное программирование Шейнфинкеля, Brainfuck, эквивалентность тьюринговых трясин, проблема останова и самоприменимости, счетность множества вычислимых функций, RAM-машина, алгоритм Тарского, SAT/SMT-солверы, теория формальных систем, interactive proofs, теорема Левина-Кука, 3SAT, PSPACE = NPSPACE,

Алгоритмы и комбинаторная оптимизация, Кормен/Скиена/Седжвик/Кнут/Ахо-Хопкрофт-У льман/Пападимитриу/Шрайвер-Голдберг/Преп арата-Шеймос/e-maxx.ru, структуры данных, алгоритмы, сложность, символика Ландау, теорема Акра-Баззи, time-space tradeoff, классы сложности, NP-полные задачи, КМП, графы и деревья, потоки в сетях, матрица Кирхгофа, деревья поиска (особенно RB-дерево и B-дерево), occlusion detection, куча, хэш-таблицы и идеальный хэш, сети Петри, алгоритм русского крестьянина, метод Карацубы и матричное умножение Винограда-Штрассена, сортировки, жадные алгоритмы и матроиды, динамическое программирование, линейное программирование, diff-алгоритмы, рандомизированные алгоритмы и алгоритмы нечеткого поиска, псевдослучайные числа, нечеткая логика, gusfield (suffix tree, string alignment), motif search, scanning line, cache oblivious, funnel sorting, VEB-layout, корневая оптимизация, алгоритмы для динамических графов, модели вычисления (RAM-machine/pointer machine/decision trees и т.д.), алгоритмы в иерархиях памяти/стриминговые алгоритмы, time forward processing, range & rank, LSM-trees, buffered a-b-trees, toku trees, персистентные структуры, succint-структуры, lossy-струтуры (bloom/bloomier filter, hash-tables with false positives), locality sensitive hashing, space-time tradeoff в хэш-таблицах, scheduling strategies

Машинное обучение, Тибширани/Bishop, подходы к моделированию AI, переобучение/кроссвалидация, байесовские сети, нейросети, сети Кохонена, Restricted Boltzmann machine, градиентный спуск/hill climbing, стохастическая оптимизация (метод Монте-Карло, метод отжига, генетические алгоритмы, муравьиные алгоритмы), SVM, gradient boosting, кластерный анализ, метод главных компонент, LSH, обучение с подкреплением, MDP, information retrieval/data mining/natural language processing, машинное зрение, Szeliski, OpenCV, image processing, OCR, фильтры Собеля, каскад Хаара, Viola-Jones framework, SURF, введение в психофизиологию зрения, IPython/pandas/scikit-learn, (ME)HMM, CRF, label bias problem, stacked NN, LeToR, factorization machines, autoencoders, RNN/CNN, вместо NLP лучше отдельные задачи (language modelling, co-reference detection, text chunking, POS-tagging, probabilistic parsing, statistical machine translation, misspell correction, question answering, NER, collocation detection, text summarization, speech recognition, fact extraction, sentiment analysis), эффективное вычисление softmax, feature engineering/selection, quality estimation, Manning/Jurafsky/McCallum/Koehn, latent topics (LDA, chineese restaurant, pLSI), parallel coordinates, vowpal wabbit, NLTK, structured learning, EM-алгоритм, contrastive divergence, optimal brain surgery, belief propagation, semi-supervised learning, inductive vs transductive learning, kernel trick, discriminative/generative pairs (as seen by Ng & Jordan), sequence to sequence learning, bagging, анализ социальных графов, рекомендательные системы/collaborative filtering, multimodal learning

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММ

Архитектура и стиль кода, Макконнелл/Фаулер/Лебланк/Гамма/Александ реску-Саттер/Буч, защитное программирование, паттерны, SOLID/GRASP/KISS DRY SPOT/YAGNI, UML, OOP (Smalltalk), OOD/OOA, метрики кода, uncle Bob

Методологии разработки, Waterfall/RUP/Agile/Scrum/Kanban/XP, TDD/BDD, CASE

Инструментальные средства разработки, IDE, IntelliSense, отладчики (VS/Olly/WinDbg/kdb/gdb) и трейсеры (strace/ltrace), DWARF debug information format, дизассемблеры и декомпиляторы (IDA/HexRays/Reflector), системы контроля версий (SVN, GIT), merge/branch/trunk, системы именования файлов и бранчей, continuous integration, ant, code coverage, статический анализ (lint, cppcheck), динамический анализ (valgrind, фаззинг), верификация и валидация ПО (Frama-C, RAISE (RSL), Coq), профайлинг, багтрекеры, документирование кода, системы сборки (CMake), пакетные менеджеры (NuGet)

Фреймворки, Qt, moc и метаинформация, концепция слот-сигнал, Саммерфилд-Бланшет/Шлее, PoCo, промышленные библиотеки: GMP, i18n, lapack, fftw, pcre

Проектирование GUI и представление информации, Раскин/Тафти, юзабилити, основы дизайна и типографики, закон Фиттса, основы верстки, LaTeX, алгоритмы визуализации данных (as seen in d3), subpixel rendering

Тестирование, юнит-тесты, функциональное, нагрузочное, интеграционное тестирование, тестирование UI, mocks/stubs/spies, fixture, запахи и паттерны тестов (Osherove/Meszaros)

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Общее представление об языках программирования, грамматики, иерархия Хомского, теорема Майхилла-Нероуда, лемма о накачке и лемма Огдена, алгебра Клини, НДКА → ДКА, алгоритмически неразрешимые задачи в формальных языках, Драгонбук, Фридл, регекспы и их сложность, PCRE, БНФ, Boost.Spirit + Karma + Qi/Ragel, LL, LR/SLR/LALR/GLR, PEG/packrat, yacc/bison/flex/antlr, статический анализ кода, компиляция/декомпиляция/обфускация/деобф ускация, Clang/LLVM/XMLVM/Emscripten, GCCXML, OpenC++, построение виртуальных машин, JiT/AoT/GC, DSL/DSEL, on-stack replacement, type checking/type inference алгоритмы, CYK parser, advanced compiler design and implementation by Muchnick

Язык ассемблера, Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш, x86, FPU/MMX/SSEn/AVX, AT&T и Intel-синтаксис, masm32, макросы, стек, куча/менеджеры кучи, соглашения вызова, hex-коды, машинное представление данных, IEEE754, little/big endian, SIMD, аппаратные исключения, прерывания, виртуальная память, реверсинг, срыв стека и кучи, return oriented programming, alphanumeric shellcode, L1/L2/RAM/page fault и их тайминг, язык ассемблера ARM

C++, стандарт, Comeau, 1TBS, Страустрап/D&E/Джосаттис/Вандервуд, Дьюхэрст/Мейерс/Саттер, RAII/copy-and-swap/exception-safety, правило пяти, Александреску/Абрахамс-Гуртовой, type erasure, CRTP, NVI, SFINAE, Koenig lookup, Duff"s device, Boost, Сик-Ламсдейн/Карлссон, TR on C++ performance, тест Степанова, forwarding problem/move semantics, SPECS, GotW, Meyer"s singleton, cppgm

Компиляторы С++, особенности реализации стандарта, ограничения реализации, интринсики, отличия стандартных библиотек (контейнеры, rand), ABI, реализация виртуальных функций, виртуального наследования, исключений, RTTI, switch, указателей на функции и методы; оптимизации, copy elision (RVO, NRVO), sizeof на различных платформах, дефайны компилятора и среды, __declspec, ключи компилятора, empty-base optimization, статическая и динамическая линковка, манглинг, распределенная компиляция, precompiled header, single compilation unit, (strict) aliasing/restrict, inline/_forceinline, volatile, быстрое вычисление математических функций через битхаки, linkers & loaders by Levine

Прикладное программирование, C#/F#, Шилдт/Троелсен/Рихтер, генерики, yield, linq/plinq, рефлексия, AST, WCF, WinForms/WPF/Silverlight, AOP, фреймворки логгирования, .NET assembly, Scala, Хорстманн/Одерски, pattern matching, макросы/квазицитаты

Функциональное программирование, Haskell/Ocaml/Scheme/Alice или Oz, SICP/TaPL/YAHT/Purely Functional Data Structures/Харрисон-Филд, HOF (map/fold/filter), система типов Хиндли-Милнера, монады, тайпклассы, АТД, dependent types, ленивость/энергичность, логическое программирование (Prolog или Mercury), конкурентное программирование (Erlang или Oz)

Веб-программирование и скриптовые языки, Фланаган/Zend PHP5 Certification Course + Study Guide, Apache/nginx, CGI/FastCGI, PHP/Zend Framework/ReactPHP/Zend Engine/Doctrine или Propel/CodeIgniter или Symphony или Yii, Python/Django/Twisted, Ruby/RoR, ASP.NET MV*, JavaScript/jQuery/React/Google Closure/ExtJS/node.js, ООП в JavaScript, HTML5, CSS3/табличная и блочная верстка, RSS, canvas/WebGL, Ajax/WebSockets, вопросы безопасности (XSS, SQL injection, CSRF), highload, C10k problem, SWIG, CDN, shadow DOM, квирки браузеров, real time bidding/trading, anomaly detection, архитектура single page apps, устройство веб-краулеров, web/social graph random walk, asm.js и компиляция в js, v8/spidermonkey internals, PaaS/IaaS, SPDY

БАЗЫ ДАННЫХ

Базы данных/Распределенные системы, Грубер/Дейт, ANSI SQL, T-SQL, ODBC, MySQL/PostgreSQL/MS SQL/BDB/SQLite/Sphinx, хранимые процедуры, триггеры, алгебра Кодда/А, Tutorial D, нормальные формы, оптимизация и выполнение запросов, структуры данных индексов, транзакции и ACID, CAP-теорема Брюера, graph DB, document store, wide column store, key-value storage, теория распределенных систем, CRDT, net split проблема, протоколы консенсуса, теория шардинга/репликации, ORM (C++ ODB), ERD, OLAP, семантическая сеть, triplestore, RDF/Turtle, SPARQL, OWL, Semanticscience Integrated Ontology, reasoner, DBpedia, big table/hbase vs. dynamodb/cassandra/riak, 2/3PC, chubby/zoo keeper, leader election (paxos/raft), hdfs/gfs/glusterfs, deduplication problem, causality detection (vector clock/stamps), R/W quorum, load balancing, устройство индексов поисковых систем, event sourcing, CRDT, дизайн протоколов и принципы коммуникации, с точки зрения эволюции, расширяемости, надежности, дизайн программных интерфейсов (API)

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Операционные системы, Silberschatz/Рихтер/Соломон-Руссинович/Р обачевский/Вахалия/Стивенс/Таненбаум/Lov e/Linux Kernel Internals, менеджер памяти, менеджер кучи и ее устройство (LAL/LFH/slab), менеджер устройств, менеджер процессов, context switch, реальный и защищенный режим, исполнимые файлы (PE/ELF/Mach), объекты ядра, отладочные механизмы (strace/ptrace/dtrace/pydbg, Debug API) и минидампы, bash, сетевой стек и высокопроизводительные сервера, netgraph, CR0, IPC, оконная подсистема, система безопасности: ACE/ACL и права доступа, технологии виртуализации, RTOS (QNX), программирование драйверов, IRQL, IRP, файловые системы, BigTable, NDIS/miniport/FS drivers/filter driver, Mm-, Io-, Ldr-функции, DKOM и руткиты, GDT/IDT/SDT, ядра Windows/Linux/BSD, POSIX, TRIM

Форматы, XML/XSLT/XPath/XMLStarlet/DOM/SAX, RTF/ODF, JSON/BSON/bencode, YAML, JPEG/PNG/WebP, AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/WebM, SVG, Unicode, кодировки однобайтные/UTF-8/UTF-16/UCS-2/UTF-32, проблемы длины и сравнения Unicode-строк, base64, markdown

Компонентно-ориентированные модели, Роджерсон/Таварес, COM/OLE/ActiveX/COM+/DCOM RPC, ATL, апартменты, моникеры, MIDL, XPCOM, CORBA, TAO, D-Bus

Сеть, Стивенс, OSI model/Internet model, Ethernet, TCP/IP, TCP window, алгоритм Нейгла, сокеты, Protocol buffers/Thrift/Avro/ASN.1, AMQP, ICMP, роутинг/BGP/OSPF, ARP, атака Митника, syn flood, HTTP/FTP, P2P/DHT, DHCP, SMB/NBNS, IRC/XMPP, POP3/SMTP/ESMTP/IMAP, DNS, WiFi/WiMax/GSM/CDMA/EDGE/Bluetooth/GPS, ACE, Wireshark

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аппаратное обеспечение, Хоровиц-Хилл/Титце-Шенк, полупроводниковая электроника/спинтроника/фотоника, транзистор, триггер, схемотехника, микрокод, технология создания процессоров, logic synthesis, static timing analysis, FPGA, Verilog/VHDL/SystemC, SISAL, Arduino, устройства памяти (ROM → EEPROM, RAM, SSD, HDD, DVD), RISC/CISC, Flynn"s taxonomy (ID), принстонский и гарвардский подход, архитектуры процессоров, архитектуры x86, VID/PID

Процессоры, конвейеризация, hyper-threading, алгоритм Томасуло, спекулятивное исполнение, static/dynamic branch prediction, префетчинг, множественный ассоциативный кэш, кэш-линия/кэш-промах, такты, кольца защиты, память в мультипроцессорных системах (SMP/NUMA), тайминг памяти, intel optimization manuals, performance counters
___________________________________

Ну как, впечатляет?Интересно, есть в мире хоть ОДИН ЧЕЛОВЕК, который реально все это знает?

Работа такого специалиста – это комбинация чисто технических действий с разными языками программирования и творческой работы по оптимизации функционала итогового программного продукта. Специалист занимается проектированием, созданием алгоритма программы, написанием ее кода, проверкой на работоспособность.

Необходимые профессиональные умения и знания

Всему перечисленному можно научиться. Да, развиваться нужно постоянно, но базовый навык кодирования можно развить до совершенства всего за несколько лет учебы по качественно проработанной образовательной программе.

Другой вопрос, что нужно знать чтобы поступить на программиста. Здесь невозможно за 2–5 лет вырасти в профессионала, если подойти к профильному образованию с минимальным набором школьных знаний. Желая опередить соперников, со старта карьеры получить преимущество, каждый программист (будущий) должен приступать к освоению профессии с отличной базой:

  • по математике (здесь же – логика, теория вероятности);
  • физике;
  • информатике;
  • английскому, русскому.

Что должен знать программист для работы на перспективу (карьера, зарплата, репутация)? Нужно глубокое понимание архитектуры программной среды, где предстоит работать, принципов кодирования, знание простейших методов создания программ.

Знать нужно очень много: стандарты программирования, концепцию проектирования задач, методологию тестирования ресурсов. Чем глубже студент погружается в основы математики (анализ, графы), тем сильнее его позиции, шире арсенал применяемых инструментов.

Дополнительные навыки делающие конкурентоспособным на рынке труда

Какие навыки помогут быстрее завоевать рынок престижных вакансий?

  • Умение работать в команде для IT-специалиста – 50% успеха его становления на любом поле (разные архитектуры сетей, языки программирования).
  • Усидчивость, упорство, неумение сдаваться.
  • Аналитический склад ума + критическое мышление позволят отмести априори неисполнимые задачи. Умение экономить время заказчика – самый важный плюс профессионала.
  • Аргоритмизированный подход (системность характера) поможет добиться успеха быстрее.
  • Особенность профессии – работа в условном отрыве от социума – определяет некоторые привычки программиста, которые в будущем могут снизить его эффективность. Потому навыки позитивного общения и умение презентовать свои идеи, привычка быть в курсе популярных алгоритмов, сервисов тоже являются полезными навыками.

Что должен знать новичок

Работа программиста – это безостановочная эволюция знаний. Теоретическая и практическая платформа формируется во время обучения, но на этом процесс становления не заканчивается – различные знания надо обновлять с углублением в узкие направления. Но значит ли это, что стартовать с минимальным набором знаний, умений навыков нельзя? Новичку для хорошего резюме достаточно:

  • навыков написания программ на 2–3 популярных языках (оптимальными для начинающего специалиста считаются Python, JavaScript, HTML);
  • знания и понимания алгоритмов, баз данных, паттернов программирования;
  • изучения фреймворков (программная среда под разные операционные платформы – Windows, iOS).

Всем нужен английский язык и понимание принципов логики. Многое определяет выбранное направление работы. Веб-программисту важно умение писать программы и понимание архитектуры разных платформ. Системным программистам необходимо освоить API ОС.

Необходимые знания для поступления

Что надо для получения высокого образования по программистскому профилю? Чтобы быть зачисленным в колледж или вуз «Синергия» окончания курсов или работы с репетиторами не потребуется. Нужны хорошие оценки по математике, физике, информатике. Очень ценно знание английского языка.

Хочу рассказать кое-что важное. Если бы в свое время эта информация была бы доступна мне, то, возможно, многое бы сложилось иначе. Но, как говорится, “жалеть о не сделанной глупости – еще большая глупость”. А осветить я хочу проблему трудоустройства программистом после прощания с альма-матер.

Учился я на факультете информационных технологий, специальность информационная безопасность. В студенческие годы мне нравилось программировать. На втором курсе начал изучать Java, хотелось сделать из своего увлечения что-то серьезнее, чем просто хобби. Оценив рынок труда, я понял, что программисты нужны везде и всегда, нежели специалисты по информационной безопасности, да и зарплата у первых повыше. Но, к сожалению, я не знал, как стать хорошим программистом. Не было ментора, наставника, который бы показал дорогу. Приходилось постоянно придумывать свои решения, не всегда оптимальные. А со временем огонек и совсем потух в развороченном бурей быте. Не было веры, что все получится. Да и вокруг меня особо никто к подобным вещам не стремился. Я выбросил эту идею из головы и впустую потратил два года своей жизни.

Куда мы идем

Почему стоит обратить внимание на программирование и действительно ли это так круто? На эти вопросы я позволю ответить профессионалам мирового уровня в этой области.

Начав работать программистом, вы со временем сможете выбрать, в какую сторону развиваться. И вариантов здесь не так уж и мало.

Что нужно делать

Ну что же, перейдем ближе к делу. Поговорим о том, что можно сделать во время обучения в университете и как использовать это золотое время эффективно.

Четкая цель

Это совсем банально, но чем раньше вы решите, кем хотите стать, тем больше времени у вас будет на подготовку и развитие своих навыков. Четкая цель и вера в нее помогут не сойти с пути и сконцентрироваться на нужных вещах. Никого не слушайте, делайте то, что вам нравится.

Английский язык

Да, да, знание иностранного языка ценится работодателями так же высоко, как и владение навыками программирования. Английский поможет “вытащить”, казалось бы, проваленное техническое интервью. Кроме того, большая доля документации написана на английском, на нем общается мировое IT-сообщество. Поэтому поставьте себе цель, что к концу обучения вы будете хорошо владеть иностранным языком и свободно разговаривать на нем. Вот несколько вещей, которые могут в этом помочь:

  • пары английского языка

Программирование в университете

Там вам расскажут теорию, научат трем китам ООП, разовьют практические навыки. Естественно, пропускать эти пары нельзя. Если вам дается все легко, то попросите преподавателя дать вам интересное задание или попытайтесь решить какую-нибудь практическую задачу на пользу своего университета и других студентов. Главное – постоянно развивать свои навыки программирования, решать много задач и повышать сложность своих программ.

Быть профессионалом во всем невозможно. На этом этапе вы должны определить, на каком языке хотите писать. В этом вам может помочь TIOBE Index .

Github

Есть одно прекрасное место, которое ждет ваши программы. И ссылка на ваш профиль в этом сервисе существенно повышает ценность резюме. “Слова ничего не стоят, покажите нам ваш код”. В интернете много информации о том, как пользоваться этим ресурсом и самой системой контроля версий Git, но если кто-то попросит в комментариях, я с радостью напишу об этом отдельную статью.

Пример, как это выглядит, можно посмотреть .

Зарегистрируйтесь на Github и “заливайте” все ваши программы, начиная с первой лабораторной работы. К концу обучения таким образом соберется неплохое портфолио.

Самообразование

Университет, к сожалению, не сможет дать достаточное количество актуальной информации, сколько требуется для устройства на работу. Поэтому эти пробелы нужно будет компенсировать самостоятельным изучением новых технологий и фреймворков. О том, что именно вам нужно, вы сможете определить, проведя анализ требований в вакансиях, например, на HeadHunter .

В изучении новых технологий и языков программирования может помочь замечательный бесплатный образовательный ресурс Stepik . Обучение ведется в форме лекций, за которыми следуют задачи на программирование. По итогам завершения курсов вы получаете свои первые сертификаты. Существенно на ценность резюме они не повлияют, но точно его не испортят.

Стажировки

Начиная с 3-его курса, ищите стажировки по программированию. Некоторые из них могут даже неплохо оплачиваться. Там вы сможете взять тот важный опыт работы, получить навык работы в команде, “прокачать” свои профессиональные умения. Могу предложить несколько вариантов, где стоит искать такие вакансии:

Заключение и благодарности

Вкратце у меня получилось изложить свой скромный опыт и выводы из уроков жизни. Буду рад, если кому-нибудь эта информация пригодится. Начинайте действовать уже сегодня. Помните, что от вас зависит будущее этого мира!

Хочу выразить благодарность моему преподавателю, Балсе Алдрину Раульевичу, который открыл для меня этот удивительный и интересный мир программирования.

Интересной учебы и красивого кода!

Вне зависимости от того, какое образование у – техник он или инженер, чтобы состояться в этой профессии, ему необходим набор некоторых особых личных качеств. Прежде всего, он должен уметь мыслить логически и просчитывать события на много ходов вперед. Ему также потребуется внимательность, усидчивость и уметь заниматься не только творческой работой, но и довольно рутинной. Подчас, чтобы воплотить в жизнь креативную идею, ему нужно будет потратить более 90% времени на ее реализацию и отладку программы. Конечно, без целеустремленности и настойчивости в этой профессии не обойтись, также, как и без развитого интеллекта, способности к точным наукам и умения концентрироваться.

Чтобы поступить на работу в должности техника-программиста, человек должен иметь среднее профессиональное образование, очень хорошо, если у него также будет и стаж работы по этой специальности.

Что входит в должностные обязанности техника-программиста

Конечно, то, в чем будет заключаться работа техника-программиста, во многом зависит от того, в какой области он будет работать, каким видом деятельности занимается компания. Но есть, конечно, и общие требования и знания, которые пригодятся ему на любом рабочем месте. Прежде всего, ему необходимо в совершенстве знать компьютеры и используемые совместно с ними устройства, а также устройства сбора, обработки и передачи информации, правила их обслуживания и эксплуатации. Потребуется знание методов и технологии автоматизированной обработки информации, основных языков программирования, специализированных программных продуктов, используемых в работе данного предприятия.

В должностные обязанности техника-программиста обычно входит работа по обеспечению бесперебойной работы вычислительных систем и техники, установленной на рабочих местах пользователей. Ему нужно будет выполнять подготовительные операции, связанные с работой локальных компьютерных сетей, вести наблюдение за тем, как функционируют рабочие станции, осуществлять техническую помощь.

От него может потребоваться разработка простейших утилит и рабочих программ, позволяющих оптимизировать производственный процесс, он должен производить их отладку и тестирование. В некоторых случаях ему могут поручить составление простейших схем технологических процессов обработки различных информационных потоков на предприятии или отдельных алгоритмов решения тех задач, которые стоят пред отделом IT. На многих предприятиях техники-программисты занимаются ведением баз данных, их наполнением, хранением, обработкой. Техник-программист на любом предприятии должен уметь работать с большими массивами данных, знать правила их архивирования и хранения, он должен иметь представление о том,

Программист - одна из важнейших профессий. В большинстве современных сфер деятельности используются компьютеры, и специалист соответствующего профиля - главный, кто отвечает за их практически значимые для человека функции, а во многом и за работоспособность. Какими навыками должен обладать программист для успешного решения своих задач? Какие базовые знания нужны человеку, чтобы стать таким специалистом?

  • особенности задач, решаемых человеком в данной специализации, а также соотносимые с ними необходимые навыки и знания;
  • специфика отдельных языков разработки ПО как главных составляющих инструментария программиста.

Рассмотрим сущность отмеченных аспектов подробнее.

Что должен знать программист для решения своих задач?

Человек, работающий программистом, может заниматься решением большого количества задач. В числе таковых:

  • написание компьютерных программ;
  • разработка концепций ПО;
  • адаптация программ к различным категориям пользователей (с точки зрения интерфейса и функций);
  • тестирование и отладка «софта».

Изучим сущность указанных направлений деятельности программистов, а также то, какими навыками они должны обладать для успешного выполнения соответствующих функций.

Языковая компетенция

Написание программ - главная компетенция специалиста рассматриваемого профиля. «Софт» создается при использовании особых языков, и человеку предстоит освоить соответствующий уровень владения ими. Это, таким образом, ключевое требование к знаниям программиста.

Что касается первой задачи, ПО может разрабатываться для внутренних нужд компании (например, с целью организации работы с базами данных и оборудованием, управления финансовыми потоками) или для внешнего потребителя (в рамках корпоративного заказа либо посредством выведения продукта на розничный рынок под коммерческим брендом).

Какие языки программирования должен знать программист? Это во многом зависит от того, какого рода ПО он создает. В рамках внутрикорпоративных задач программист чаще всего работает с базами данных, серверами, отладкой, тестированием, написанием алгоритмов управления оборудованием. Данные компетенции, вероятнее всего, потребуют знания универсальных, многофункциональных языков: C, C++, Java, Ruby. Если говорить о работе с базами данных, не обойтись без владения SQL. Пригодится специалисту знание Python - одного из самых простых в освоении, но очень нужного и востребованного языка.

Что касается выпуска ПО под заказ на внешний рынок, то требования к навыкам программиста обычно шире - поскольку от функциональности и качества выпускаемых решений зависит коммерческий успех компании-работодателя. Не считая указанных универсальных языков, человеку необходимо будет владеть более «узкопрофильными» - такими как, например, C#, Javascript, PHP, Objective-C.

Чуть позже мы изучим особенности каждого из отмеченных языков подробнее.

Участие в концепции

В компетенции программиста может быть также решение концептуальных задач, относящихся к созданию «софта». Специалист рассматриваемого профиля нередко вовлечен в обсуждение проекта разработки ПО, оценивает перспективы внедрения его на практике. Например, программист способен подсказать коллегам, что предлагаемый продукт не вполне оптимален для конкретного производственного процесса и его проект требует доработки в таком-то аспекте.

В ходе решения задач, связанных с концепцией ПО, функции программиста также предполагают высокий уровень его языковых знаний. В частности, специалист должен уметь корректным образом подбирать оптимальный язык с точки зрения совместимости с проектом. Например, отмеченный нами выше Objective-C - основной при разработке мобильных приложений для iOS, но что касается решений для Android, то для их создания один из самых оптимальных инструментов - Java.

Тот факт, что всегда найдется язык, который подходит для конкретной платформы лучше других, - один из основных постулатов профессии, это то, что должен знать начинающий программист перед началом карьеры. Поэтому хороший специалист данного профиля - однозначно «полиглот» в аспекте владения компьютерными языками, и у него всегда есть возможность выбора оптимального «диалекта» для написания ПО.

При решении задач «концептуального» направления деятельности программист также должен иметь достаточные познания в области рынка «железа»: ПО, которое он будет создавать, скорее всего, потребует адаптации к тому или иному типу компьютеров или гаджетов. Специалист должен будет обеспечить более качественное, чем в конкурентных решениях, выполнение функций создаваемого им «софта» в соотнесении с конкретным типом оборудования.

Все компоненты важны

Любой вид ПО состоит из двух базовых компонентов: кода и интерфейса. Первый элемент - это написанные на специальном языке программирования математические и логические алгоритмы, обеспечивающие функциональность продукта. Второй - то, каким образом возможности ПО будут задействоваться пользователем, каким образом он будет управлять функциями. Программа может быть сколько угодно совершенной с точки зрения кода, однако неудобный интерфейс сделает ее эффективное практическое применение трудно реализуемым.

Крайне важно при этом, чтобы элементы управления программой соответствовали пожеланиям целевой группы пользователей. Сложно разработать продукт, задействование возможностей которого было бы комфортным для всех. Обязательно найдется значительный процент людей, недовольных интерфейсом. Самое главное, таким образом, чтобы программист адаптировал решение для «своего потребителя». Важно, чтобы, прежде всего, был доволен именно он.

Пройти тесты

Компьютерная программа может предполагать широкий функционал и характеризоваться удобством интерфейса, но если ее работа будет сопровождаться постоянными сбоями и ошибками, то соответствующие преимущества не будут иметь никакого значения. Поэтому разработчик ПО должен обладать навыками, которые позволят осуществлять отладку и необходимое тестирование решений.

Существует большое количество видов ПО для проверки корректности программ. В числе популярных - Device Anywhere, Jira, Android Debug Bridge, iPhone Configuration Utility. Программист должен уметь пользоваться ими, не считая, разумеется, знаний в области языков, применяемых при создании ПО для платформ, в которых проводится тестирование.

Отметим, что в современных компаниях программисты, как правило, работают в команде. Таким образом, перечисленные компетенции чаще всего распределяются по отдельным специалистам. Например, выявление сбоев и неполадок в ПО может проводить человек на должности тестировщика. Разработку концепций, совершенствование интерфейса также часто осуществляют отдельные специалисты. Но нередко бывает, что все отмеченные задачи решает один и тот же человек. Данный сценарий чаще всего встречается в небольших компаниях или стартапах.

Указанные специализации некоторые IT-эксперты предпочитают ранжировать по уровню квалификации. Так, тестировщики иногда в принципе не рассматриваются как программисты в силу того, что нечасто работают с «кодом». Однако умение проверять соответствующим образом ПО на ошибки - это, так или иначе, важная компетенция разработчика. Даже если он не сумеет отдать программу на тестирование кому-то другому, то должен будет провести необходимую работу сам.

То же можно сказать об интерфейсе программ. Специалист, имеющий навыки дизайнера, скорее всего, лучше справится с задачей по оптимизации функций управления ПО, чем «универсальный» программист. Но если человек работает в стартапе и у него нет возможности запросить помощь эксперта узкого профиля, то все придется делать самому.

Какие языки программирования должен знать программист?

Выше мы отметили, что ключевая компетенция программиста - это знание специализированных языков, которые используются при создании ПО, и перечислили те, что активно применяются на современном IT-рынке. К каким сферам бизнеса и IT-разработки наилучшим образом адаптированы те или иные языки? Как программисту определиться с тем, какой именно изучать?

Итак, в числе самых востребованных сегодня языков: C, C++, C#, Java, Javascript, Ruby, PHP, Python, Objective-C, SQL. Чем обусловлено то, что современный программист должен их знать?

Касательно языка C нужно отметить, что он входит в число самых универсальных и мощных в аспекте возможностей. На нем получится создать практически любую программу. Данный язык - очень сложный для изучения, но это делает особенно почетным его знание. То же самое можно сказать о C++ и добавить, что он - еще более универсальный и востребованный.

В свою очередь, язык C# не слишком близок к C, однако он взял многое из C++, а также Java. Что касается его применения, он незаменим для программистов, работающих с корпоративными типами ПО для Windows.

Язык Java многие IT-специалисты называют самым универсальным. Он может быть задействован практически на любой платформе - Windows, Linux, Mac, в мобильных операционных системах, в веб-разработке. Язык Java относительно сложен в изучении, но по факту его освоения программист сумеет решать самый широкий спектр задач.

Javascript не имеет прямого отношения к Java, несмотря на схожесть названия. Используется он, главным образом, в сфере веб-разработки. С помощью Javascript можно осуществлять гибкую конфигурацию веб-страниц в аспекте внешнего вида, элементов управления, анимации и других функций. Поэтому для тех программистов, которые решили углубиться в создание сайтов, изучение Javascript - обязательно. Аналогично веб-разработка - основная область применения PHP. Он не сложен в изучении и очень функционален.

Что должен знать программист о языках Python и Ruby? Прежде всего, то, что несмотря на простоту изучения, они применяются в самых разных сферах. Например, Python активно задействуется разработчиками крупнейших онлайн-корпораций - Google, Facebook. Язык Ruby отлично подходит для небольших стартапов, но не только - например, опыт его успешного использования есть у таких крупных проектов, как Slideshare и Groupon.

Рынок мобильных приложений - один из самых динамичных и прибыльных сегодня. Если программист хочет освоиться на iOS-платформе, то ему следует изучить язык Objective-C - он, как мы уже отметили выше, специально создан для разработки соответствующего типа ПО. Если человеку ближе рынок устройств на Android, то тогда нужно изучать Java.

Язык SQL - в числе самых распространенных для работы с базами данных. Он относительно несложен для изучения, но его знание всегда пригодится специалисту, планирующему строить карьеру в большой корпорации.

Карьера программиста привлекает многих людей. Это связано не только с высокой зарплатой, но также и с возможностью принимать участие в реализации интереснейших проектов, которые могут быть значимы не только для отдельно взятой компании или стартапа, но также и для целой страны и мирового IT-рынка.

Изучим то, какими необходимыми знаниями и навыками должен обладать человек, планирующий стать программистом.

Что должен знать начинающий программист?

Распространена точка зрения, что разрабатывать конкурентоспособное ПО может только специалист с математическим или техническим образованием. Именно по этой причине в качестве экзаменов на IT-специальностях в вузах нужно сдавать предметы соответствующего профиля. Можно отметить, что математика - это не критерий состоятельности программиста, но необходимый его инструмент. Знания в рамках данной дисциплины не гарантируют, что человек сможет создавать высококлассное ПО, однако без них ему будет проблематично освоить даже самые элементарные языки разработки «софта».