Елена Латышева
«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49»
«».
Разработала : Латышева Елена Александровна
Березники,2015г
Тема «Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ ».
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы :
1. Задачами одной из них - информационно -ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. Задачи другой группы - информационно -просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое , а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями , задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся :
Записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
Фотографии,
Выставки детских работ,
Стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности :
Натурная,
Изобразительная,
Словесно-образная,
информационная .
Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника.
Рссмотрим группу информационно-ознакомительных форм .
Уголок для родителей . Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка . В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей . Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части :
Материалы информационного характера : правила для родителей , распорядок дня, объявления различного характера;
Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят , как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза .
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд . Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией : родителям о правах ребенка , ОБЖ родителям (правила личной безопасности, родители и второй ребенок , советы врачей, родители и их обязанности и пр.
3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Можно представить такую информацию в виде фотоуголка «С вашими детьми работают» . В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка , цветочной полянки, в искрах салюта, помещаются фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми и облегчает общение родителей с педагогами .
Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован . Для этого предлагаются новые подходы к оформлению . Информационные уголки оформляются по единому сюжету : по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем : «Заботливым родителям » , «Взрослым о детях» , «Для вас, родители » и т. д.
На стенде могут быть представлены : режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; условия проведения конкурсов; меню на день; словарь добрых слов и выражений; адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.
Информация , размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям : она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.
Конкретность. Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.
Краткость. Информация , подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений.
Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например : «Рады сообщить вам!» , «Наши успехи» , «Музыкально-поэтический уголок» .
Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации . Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.
Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям » , лучше написать : «Секреты воспитания вежливого ребенка» , «Что делать, если ребенок дерется» . Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как : «Вести из столовой» , «Смак» , «За обе щечки» . А обыденное название «Сетка занятий» - на «Наш день» , «С утра до вечера» , «Вот как мы живем» , «С понедельника до пятницы» , «Чем мы занимались» , «Наши дела»
В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим» . Благодарность тем родителям , которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.
Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми .
Выставки, вернисажи детских работ. (Рисунки,поделки по аппликациям,лепки, дети сами располагают свои работы,чтобы родители могли любоваться ими).
Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы.
Например : выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду» , «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха» , «Зима пришла» и т. д.
Информационные листы . Они могут нести в себе следующую информацию :
информацию о дополнительных занятиях с детьми
Объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
Просьбы о помощи;
Благодарность добровольным помощникам и т. д.
Папки–передвижки. «Как мы живем» . Знакомим родителей с интересными событиями,которые проходят в нашей группе,музыкальные и спортивные мероприятия,как весело живется нам в детском саду, которые сопровождаются фотоотчетом. Формируются по тематическому принципу : «Чтобы наши дети не болели» , «Роль отца в воспитании детей» и т. д В перспективе планирую.
Родительская газета оформляется самими родителями . В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи» , «Моя мама» , «Мой папа» , «Я дома» и т. д. Создание видеофильмов.
Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье» , «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
оформление фотомонтажей ;
Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка» , «Наша жизнь день за днем» , «Воспитание со всех сторон» ;
Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех» , «Мама и я, счастливые мгновения» , «Папа, мама, я - дружная семья» ;
Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой» , «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Родители стали проявлять интерес к жизни группы,научились выражать восхищение детской деятельности.
« Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ »
Подготовила: Крошухина О.А. Дата проведения: 15.11.2016
Какие задачи преследуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, которые еще называют «опосредованным общением»?
- Информационное просвещение родителей, знакомство их с методами воспитания детей, т.е. пропаганда педагогических знаний, оказание практической помощи семьям;
- Ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;
- Возможность родителям объективно увидеть деятельность воспитателя.
Местом для оформления наглядной информации в группе служит раздевальная комната, где почти ежедневно бывают все родители. Для благоприятного восприятия предлагаемого материала в этом помещении группы необходимо создать уют и комфорт.
Виды наглядности:
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части :
- Воспитательно-образовательная (материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье)
- Информационная (материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, меню, объявления различного характера и т.д.)
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. В последнее время информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, либо в соответствии с названием группы. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия рубрики остается за воспитателем.
Требования к оформлению и содержанию Родительского уголка:
- Доступность. Важно правильно выбрать подходящее место Родительского уголка. Желательно разместить его напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так информация будет сразу попадаться родителям на глаза. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии. Достаточно изложить его простыми и короткими предложениями.
- Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений).
- Актуальность. Тема должна привлечь внимание родителей, заинтересовать их. Информация должна быть своевременной.
- Эстетичность. Материалы необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Не допускается приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование скотча, кнопок. При оформлении информации не следует использовать надписи «от руки», не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями.
- Соотношение текста и иллюстраций (в папках-передвижках). Необходимо помнить пропорции: примерно 2:6 (2 части - текст, 6- иллюстрации). В первую очередь мы должны привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
- Грамотность. Не стоит вам напоминать, что педагог – это квалифицированный специалист и его речь должна быть грамотной в априори. Помните, при размещении любого печатного материала ссылка на издание обязательна, включая авторство и год публикации.
- Динамичность. Информация, размещаемая на стенде для родителей, должна быть динамичной. Необходимо строго соблюдать сроки обновления материалов.
- Текст должен быть кратким, ясным, разборчивым. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлой бумаге, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров, тема выделяется цветом и размером. В печатных материалах используем шрифт не менее 16-го.
Основные разделы Родительского уголка: (вместо привычных заголовков использовать оригинальные)
- Справочная информация. Данные об Учредителе образовательного учреждения, о руководстве ДОУ, с указанием контактных телефонов; Правила для родителей; Положения. Раздел может содержать информацию по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении, адреса и телефоны, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. Сроки обновления : по мере необходимости. Варианты названия : «Для вас, родители!»
- Доска объявлений. На неё помещается только текущая важная информация: когда будет собрание, решение собрания, родительская плата и т.д. Сроки обновления: по мере необходимости.
- Режим возрастной группы . Он постоянен, но расписывается на летний и зимний период. Сроки обновления: 2 раза в год. Варианты названия: «Наш день», «С утра до вечера».
- Меню . Обязательно без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком или печатным текстом. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд». Внутри группы можно оригинально обозначить блюда меню (например, завтрак - любимая каша Маши и Артёма Ш. «Манная»). Сроки обновления : ежедневно. Варианты названия: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки».
- Тема недели. Сетка НОД представлена в соответствии с расписанием НОД, утвержденная заведующей детского сада. Интереснее преподносить информацию о планируемых на неделю занятиях. Раздел может содержать материалы о минувшем дне: тема, которую анализировали на занятии (например: «Сегодня Серёжа спросил: почему сахар сладкий» и краткое изложение материала занятия); текст песенки, выученной на Музыке; название прослушанного музыкального произведения или прочитанной детям книги с вопросами по содержанию. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «День за днем», «Вести в занятий», «На этой неделе ожидается», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».
- Советы специалиста (воспитателя, дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). В начале каждого учебного года обязательна информация о возрастных особенностях детей вашей группы (возможно размещение на планшете). Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Секреты воспитания»
- Медицинский уголок. Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Чтобы дети не болели», «Нехворайка», «Советы Айболита»
- Информация о персонале группы. Можно представить в виде фотоуголка или в виде солнышка, цветочной полянки, в виде искр салюта. Обязательно указать имя, отчество, фамилию тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы + график работы и время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке. Сроки обновления : 1 раз в год и по мере необходимости. Варианты названия: «С вашими детьми работают».
- Уголок благодарности родителям. Благодарность тем родителям , которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек; кто активно участвует в выставках и конкурсах. Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения. Сроки обновления: по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Варианты названия: «Картотека добрых дел», «Отзывчивые сердца», «Спасибо вам», «От всей души», «Благодарим».
- Уголок поощрения детей. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Похвалюшки», «Наши звезды», «Наши успехи».
- Уголок творчества детей. Выставки, вернисажи детских рисунков и поделок по аппликации, лепке. Их цель - демонстрировать родителям важность разделов программы и успехи их детей по освоению этой программы + возможность увидеть деятельность педагога. Сроки обновления: после каждого занятия. Варианты названия: «Наше творчество», «Вернисаж».
- Домашние задания. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Учите с нами», «Повторите дома», «В свободную минутку».
Остальной материал педагоги определяют самостоятельно. Он не является обязательным:
Информацию в уголках для родителей необходимо менять регулярно, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми!!!
Рациональный совет: создать резерв для обмена информацией между группами.
Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям. Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании образовательной деятельности, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим воспитатель помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.
Лиля Савчук
Театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. Как сделать так, чтобы вся нужная информация для родителей смотрелась гармонично и доступно? Какая информация интересна для родителей, какая не очень? Какая информация постоянная, какая обновляется? Как правильно расположить, куда повесить и поставить? Эти вопросы мучают каждого воспитателя. Предлагаю вашему вниманию свой вариант наглядно-информационного материала для родителей. Мы задействовали не только приемную, но и холл.
стенд "Для вас родители"
Здесь вся информация о графике работы медицинского кабинета, часы приема заведующего, контактные телефоны, сведения о педагогах. Эта информация постоянная.
Стенд "Информация родителям"
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412332919.jpg)
Здесь информация о режиме группы и сменная по знаменательным датам, праздникам, и т. д.
Стенд "Наши достижения"
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412333526.jpg)
Здесь размещены грамоты, дипломы, благодарности как воспитателям, так и детям группы.
Стенд "Знают все давно вокруг, непоседа-лучший друг"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412333557.jpg)
Здесь мы выставляем фотографии детей с праздников, с экскурсий, с интересных открытых занятий и т. д.
Фотоальбомы:
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412333589.jpg)
1. "Мы пришли в детский сад".
2."Малыши, малыши, на прогулку мы пошли".
3."Жизнь замечательных детей".
4. "Наши праздники"
Папки передвижки
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412333659.jpg)
Информация по сезону (осень, зима, весна, лето)
Ширмы- раскладушки, презентации
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412333754.jpg)
Здесь информация меняется в зависимости от знаменательных дней, праздников,информация о здоровье, ПДД, ОБЖ ит. д.
Кармашки - потеряшки
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412335836.jpg)
сюда мы складываем потерявшиеся на время вещи.
"Одеваемся правильно"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334910.jpg)
Схема в какой последовательности надо одеваться на прогулку.
Теперь плавно переходим в холл.
Стенд " Мама, папа, я творческая семья"
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334002.jpg)
Здесь мы выставляем совместные работы родителей и детей. Конкурсы лучшего рисунка, стенгазеты, и т. д.
Стенд "Непоседливые ручки"
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334184.jpg)
Здесь выставляем детские работы по лепке и конструированию из бумаги.
Выставка детских работ"Радость своими руками"
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334255.jpg)
Здесь родители и дети могут увидать рисунки детей, работы по аппликации.
Уголок благодарности "Родителей за все благодарим
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334383.jpg)
Подробно о нем я писала в прошлом году. В шариках кармашки, в них мы вписываем самых активных родителей.
Смайлики с благодарностями
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412334512.jpg)
Их мы приклеиваем на дверцу шкафчика,вписываем имена родителей, и за что их благодарим. Многие против этого, но мы используем этот метод не первый год. И многих родителей это стимулирует. В конце года награждаем самых активных родителей грамотами и медалями.
Раздевалки у нас не большие
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412335044.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412335065.jpg)
Конечно не забываем про списки на шкафчики, на чешки. Используем даже двери для объявлений, приглашений, сведений о том, чем мы занимались сегодня
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-71016-1412335261.jpg)
На шкафчиках стоят подставки с папками где все работы детей, каждый родитель может посмотреть, чем занимался их ребенок.
Для родителей предлагаем консультации, буклеты, памятки в распечатанном виде. Стихи и песни в распечатанном варианте.
Буду рада, если кому- то это пригодится.
Логопедический уголок традиционно играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт» предназначен для оформления уголка логопеда в средней группе. Он содержит рекомендации родителям по наблюдению за окружающим миром, проведению бесед с ребенком, примеры игр на формирование лексико-грамматических категорий и развитие мелкой моторики.
Занимаемся по теме «Транспорт»
Ребёнок должен знать:
- Что такое транспорт и его назначение
- Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
- Названия городского и междугороднего транспорта
- Как называется транспорт, который перевозит людей
- Как называется транспорт, который перевозит грузы
- Кто управляет различными видами транспорта
- Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
Расширяем и уточняем словарь:
ПРЕДМЕТЫ:
автобус, троллейбус, трамвай, машина,
автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход,
лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери,
сидения; шофер, водитель, летчик, капитан
ДЕЙСТВИЯ:
едет, катит, летит, стоит,
плывет, спешит, мчится,
везет, ломается, гудит
останавливается,
ПРИЗНАКИ:
грузовой, легковой,
пассажирский, водный,
воздушный, наземный,
подземный, удобный,
скорый, теплый, красивый, разноцветный
Рассказываем и объясняем:
Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.
Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспорт-ными средствами, называют по-разно-му. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому на-звать, чем управляет машинист, капи-тан, летчик, водитель.
Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев «Транспорт».
Будем пальчики сгибать (хлопаем в ладоши, стучим кулачками)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Трамвай, метро и самолёт.
В кулак мы пальцы собирали, (сжимать и разжимать кулаки)
И транспорт правильно назвали. (сцепить пальцы в «замок»)
Играем и запоминаем:
«Назови транспорт ласково».
грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
машина — …
самолет — …
Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет
«Незнайка-путешественник».
Инструкция: Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.
Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.
Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.
Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.
«Один – несколько — много».
1. «Один — несколько»
Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.
Это поезд, а между городами ходят… поезда.
2. «Один – много»
Инструкция: это машина, а в городе много… машин.
Это самолёт, а в небе много… самолётов
«Сколько машин ты увидел?»
Считаем так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Один автобус, два автобуса, три автобусов, четыре автобуса, пять автобусов и так далее.
Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва
«Наглядно-информационые формы взаимодействия
с родителями»
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
натурная,
изобразительная,
словесно-образная,
информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Выбрать подходящее место на стене. Желательно поместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый, желательно сборно-разборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить или уменьшить площадь стенда.
Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв - не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это непременная часть родительского уголка.
Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и т.д.). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А 4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой (Приложение 22. Стенгазета «Уголок для родителей»).
Выставки, вернисажи детских работ.Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Информационные листы.Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23.Информационный листок);
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей.Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23.Серия памяток для ДОУ).
Папки–передвижки.Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д. (Приложение 24. Папка-передвижка «Родителям на заметку).
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех»,
«Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»;
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.