Интернет. Настройки. Тарифы. Телефон. Услуги

Системные прерывания – что это? Описание, причины и методы устранения. Страдания по IRQ Как сократить частоту прерывания работы компа

Процессор перегружен? Виноваты системные прерывания.

Виной тому, что процессор перегружен практически в течение всего сеанса, могут быть так называемые системные прерывания, а это, в свою очередь, означает, что проблема кроется в области установленного на компьютере оборудования или драйверах для этих устройств. Но предупреждаю сразу: даже объёма всей этой статьи не хватит, чтобы вычленить все причины (и тем более варианты их решений) почему системные прерывания просто убивают Windows. Ибо подход к поиску проблем усложняется использованием куда более сложного инструмента, чем тот, что описывается здесь.

Что такое системные прерывания и как попробовать справиться с перегрузкой процессора?

Системные прерывания появляются в Диспетчере задач в качестве системного процесса, однако по сути они таковым не являются. Эта « » носит лишь репрезентативный характер, отображая загруженность процессора при работе с прерываниями на низком уровне. Она – неотъемлемая часть Windows, убить процесс нельзя. Несмотря на зловещее название, системные прерывания – обязательная и нормальная часть процесса взаимодействия ЦПУ и остального оборудования.

Причиной прерываний (точнее, слишком медленной время от времени работы) могут служить девайсы внутри вашего компьютера, установленные программы, а иногда и сам процессор. Ведь системные прерывания – есть некая форма взаимодействия между программой/«железом» и самим процессором. Всякий раз, когда новому процессу нужно появиться в системе, процессор бросает все дела и выполняет задачу. Неважно, нажал ли пользователь мышку или процесс запущен по расписанию, задача сразу добавляется в очередь на исполнение. По её выполнению процессор возвращается к предыдущему состоянию.

Как понимаете, системные прерывания вполне могут сигнализировать системе и пользователю, что в данный момент некоторые вычисления идут с ошибкой, что и выражается в серьёзных потреблениях ресурсов процессора этим «процессом». В здоровой системе системные прерывания «потребляют» НЕ БОЛЕЕ 2% от общего объёма работы процессора. Хотя мне встречались и процессоры с показателем прерывания от 3 до 10 %% – всё зависит от конфигурации. Но если вы заметили, что процессор тратит на прерывания хотя бы 5 – 10 %% от своей вычислительной мощности от сеанса к сеансу, это сигнал того, что у компьютера проблемы.

Системные прерывания. Как бороться с высокими показаниями?

Каждый из следующих шагов потребует перезагрузки системы. Не потому что так принято, а потому проблемы с прерываниями решаются часто простым перезапуском Windows.

  • ДРАЙВЕРЫ И ЕЩЁ РАЗ ДРАЙВЕРЫ

Самое первое средство, которое поможет определить, виноваты ли битые драйверы в том, что системные прерывания нагружают процессор, это немецкая утилита DPC Latency Checker . Скачайте её по этой ссылке:

Установки не потребуется. Суть утилиты проста. Запускаем и начинаем работу в Windows до тех пор, пока системные прерывания не начнут нам мешать. Вот окно нормально работающей сборки:

А вот они начинают себя проявлять:

Утилита в поле комментария на английском языке советует вам перейти в Диспетчер устройств и приступить к поэтапному отключению сетевых устройств, звуковых карт, USB контроллеров, устройств bluetooth . Советую прислушаться. После каждого отключения всматривайтесь в Диспетчер задач и окно утилиты, посмотрите, как система реагирует на временное отключение оборудования. Продолжите отключением всех внешних устройств: модемы, внешние диски, флешки. И если в какой-то момент наметятся изменения к лучшему, примите решение об обновлении драйвера к устройству. Но чтобы не было проблем с запуском Windows, вот эти устройства лучше не отключать (эти драйверы жизненно необходимы, но это тоже драйверы, и вполне возможно придётся переустановить дрова на материнскую всем пакетом как при установке Windows начисто):

На такой же манер действует и программа LatencyMon

http://www.resplendence.com/downloads

Она потребует установки, зато также бесплатна. Её задача – поиск файлов драйверов с высоким показателем вычислений, потраченных на отложенный вызов процедуры (процесса, который вызывается процедурой обработки прерывания в ответ на само прерывание, но необязательно сразу же исполняется). За этим мудрёным названием скрывается процесс поиска драйверов, в файлах которых хранится информация о том, что драйвер слишком много требует от процессора для обслуживания своего, приписанного конкретно ему устройства. Вот страница издателей:

http://www.resplendence.com/latencymon

на которой, впрочем, я своими слепыми глазами ссылки для скачивания не нашёл, а потому представлю вам возможность скачать программу с моего сайта

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ПРОГРАММУ

Запустившись, та сразу сообщила мне о возможных проблемах с DVD приводом – драйвер atapi.sys отвечает именно за него (а кстати, привод не работает уже почти 3 месяца…) . Предупреждает, что возможно потребуется перепрошить BIOS:

Переходим во вкладку Drivers и отсортируем их по наиболее уязвимым показаниям, нажав на колонку DPC count :

К первым в строчке присмотритесь: они и могут быть причиной ваших проблем.

  • ВСЁ ПРОИЗОШЛО КАК-ТО ВДРУГ, ПОСЛЕ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Был один момент, когда ну никак не удавалось вычленить причину тормозов. Помог случай: пользователь “хапнул” вирус, который совершенно уничтожил DirectX, причём действовал крайне избирательно, убивая именно системные файлы Windows, оставляя DirectX игровые . Пришлось ремонтировать систему обновлением, и – о чудо! – вместе с дрянью пропали и системные прерывания. Я не пожалел немного времени, но результат оказался неожиданный. Виновниками оказались не вирусы и не драйверы, а пакеты обновлений. Вот их имена:

  • KB3199986
  • KB4013418
  • KB3211320

Я настаиваю, что именно ПОСЛЕ УСТАНОВКИ ИМЕННО ЭТИХ ОБНОВЛЕНИЙ конкретный пользователь начинал мучиться от перегрузки системными прерываниями. Как-то так… вам информация к размышлению.

  • ИСКЛЮЧАЕМ НЕИСПРАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Тоже может послужить причиной того, что системные прерывания нагружают процессор донельзя. Приступайте к проверке, если предыдущий поиск битых драйверов успеха не принёс. А поможет вам в поиске проблем с “железом” сама Windows и встроенные утилиты самодиагностики. О них я писал уже в статье . Пробегите глазами, информация окажется полезной, не сомневайтесь. Знайте – отошедшие от разъёма шлейфа также могут быть виновниками злоключений. Я лично сталкивался с проблемами и перегрева процессора, и “забывчивости” про-апгрейдить BIOS для новенькой Windows 10 (об этом ниже) – везде итогом были заметные системные прерывания.

ПРИМЕЧАНИЕ . Если системные прерывания одолели ваш ноутбук, вам придётся убедиться, что у вас нет проблем с умирающим аккумулятором. Прочтите статью, собственными силами.

  • ПРОВЕРЬТЕ ЗВУКОВУЮ СХЕМУ WINDOWS

Собственно, речь идёт о том, чтобы сбросить звуковые эффекты в Windows до установленных по умолчанию. Щёлкните по иконке звука правой мышкой и нажмите на Устройства воспроизведения :

Во вкладке Воспроизведение щёлкните два раза по пункту дефолтных устройств (у меня Динамики ), пройдите во вкладку Дополнительные возможности и установите галочку напротив Отключить все эффекты . Применить – ОК. Перезагружаемся и проверяем:

  • ВИНОВАТА BIOS ?

Не исключено. BIOS – первая программа, которая запускается после нажатия на кнопку включения компьютера. Так что время проверить обновления для вашей BIOS. А чтобы поиски нужной версии не затягивались во времени, проверьте версию вашей BIOS прямо сейчас. В консоли команд cmd наберите последовательно две команды:

Systeminfo | findstr /I /c:bios wmic bios get manufacturer, smbiosbiosversion

I в первой команде – это большая латинская i .

Причина в жёстком диске?

“Вполне себе и даже очень”. Самый простой способ – проверьте диск на ошибки с помощью встроенных средств типа chkdsk . Если после “прогона” системные прерывания поутихли, причина обнаружена. Однако в случае, когда проблема появляется вновь и вновь, при всём том chkdsk неизменно обнаруживает ошибки, у вас проблемы (с жёстким, БП или материнской платой) – готовьтесь к худшему.

P.S. Ну, судя по отзывам проблема народ теребит. Обещаю тему развить в следующих статьях.

Успехов вам.

Прочитано: 1 275

Конфликт - это ситуация, при которой несколько объектов одновременно пытаются получить доступ к ресурсу, который предназначен только для одного из них. Конфликт прерываний возникает в том случае, если несколько устройств используют одну и ту же линию прерывания для посылки сигнала запроса, и нет механизма, позволяющего обрабатывать конкурирующие запросы. Если драйвер, получая управление, работает не с тем устройством, которое послало запрос, то либо происходит сбой, либо одно из устройств попросту не работает.

Возникает вопрос: могут ли несколько устройств использовать одну и ту же линию прерывания, или это в принципе невозможно? Ведь если драйвер сможет определить, от кого именно пришел запрос, то он будет реагировать на сигналы только "своего" устройства, игнорируя все остальные. Но это должно быть каким-либо образом заранее оговорено, иначе конфликт неизбежен.

Локальная шина PCI была спроектирована с учетом совместного использования прерываний. Каждое устройство PCI должно корректно работать на одной линии прерывания с другими PCI-устройствами. Это сделано следующим образом: факт наличия сигнала на линии прерывания определяется не по фронту, т.е. изменению уровня напряжения, а по самому факту наличия определенного напряжения. Изменять напряжение в линии может сразу несколько устройств, становясь как бы в очередь на обслуживание.

Таким образом, совместное использование одного IRQ несколькими PCI-устройствами не является конфликтом по определению (рис.). Однако иногда проблемы все-таки возникают. Во-первых, не все устройства PCI корректно работают на одной линии прерывания с другими. Во-вторых, иногда драйверы имеют ошибки, из-за которых они не могут правильно определять источник сигнала, мешая другим драйверам. В-третьих, далеко не все устройства работают на шине PCI; например, ISA-устройства, к которым относятся, например, контроллеры COM/LPT-портов, делить прерывания с другими не умеют.

Рис. Win2000 Device Manager IRQ Map - IO PIC Intel 440BX Chipset

Рис. Win2000 IRQ MAP - IO APIC - Via KT266a Chipset

В результате возможны ситуации, когда компьютер начинает часто зависать, отказывается выполнять какие-либо функции, а то и просто вываливается в так называемый «синий экран смерти».

Apic (Advanced Programmable Interrupt Controller, Улучшенный программируемый контроллер прерываний)

Как было показано выше, линия прерывания – очень дефицитный ресурс для компьютера. Однако, с развитием компьютерной индустрии количество различных внешних устройств в компьютере постоянно увеличивается. Например, на одной материнской плате могут присутствовать 5-6 слотов PCI, слот AGP, встроенный IDE-контроллер, встроенный SCSI-контроллер, встроенный 1/2-портовый сетевой адаптер и пр. И всем этим устройствам необходимы прерывания. 16 линий IRQпостепенно стало не хватать.

APIC – это контроллер прерываний (interrupt), позволяющий использовать 24 аппаратных прерывания вместо 16. Ограничение в 16 аппаратных прерываний, не менявшееся с 1982 года, сдерживало установку в персональный компьютер дополнительных устройств. В конце 2001 года появились первые материнские платы с APIC.

Рис. Система прерываний в многопроцессорной среде.

Предыдущее описание относилось к PIC, разработанным для однопроцессорных систем. Если система включает два и более процессоров, этот подход уже непозволителен и требуются более сложные PIC.

Все современные процессоры x86 включают в себя локальный APIC (local APIC). Каждый local APIC имеет 32-разрядные регистры, внутренние часы, локальный таймер и две дополнительные линии IRQ: LINT0 и LINT1, зарезервированные для прерываний local APIC. Все локальные APIC соединены с внешним APIC ввода-вывода (I/O APIC).

I/O APIC содержит набор из 24 линий IRQ, 24-входовую таблицу перенаправления прерываний, программируемые регистры и блок сообщений для посылки и получения сообщений по шине APIC. В отличие от выводов IRQ микросхемы 8259A, приоритет прерывания не привязан к номеру вывода.

Каждая запись в таблице перенаправления прерываний может быть запрограммирована индивидуальна, чтобы отобразить вектор прерывания и его приоритет, процессор, который будет обрабатывать прерывание и как этот процессор будет выбран. Информация в таблице перенаправления прерываний используется для трансляции каждого внешнего сигнала в сообщение, адресованное одному или нескольким local APIC через шину APIC.

Статическое распределение

Сигнал IRQ доставляется локальным APIC, перечисленным в соответствующей записи таблицы перенаправления прерываний. Прерывание доставляется одному конкретному CPU, множеству CPU или всем CPU.

Динамическое распределение

Сигнал IRQ доставляется локальному APIC процессора, который выполняет процесс с наименьшим приоритетом.

Каждый локальный APIC имеет программируемый регистр приоритета задания, который используется для вычисления приоритета текущего процесса. Intel предполагает, что этот регистр будет модифицироваться ядром операционной системы при каждом переключении процесса.

Кроме распределения прерываний по процессорам мульти-APIC система позволяет CPU генерировать межпроцессорные прерывания. Когда CPU желает послать прерывание другому CPU, он сохраняет вектор прерывания и идентификатор целевого local APIC в коммандном регистре прерываний (Interrupt Command Register (ICR)) своего локального APIC. Тогда сообщение посылается через шину APIC к целевому local APIC, который выпускает соответствующее прерывание своему CPU.

В настоящее время множество однопроцессорных систем включают чип I/O APIC, который может быть сконфигурирован двумя способами:

1. Как стандартный 8259A PIC, связанный с CPU. Local APIC отключен и две линии LINT0 и LINT1 сконфигурированы как INTR и NMI выводы.

2. Как стандартный внешний I/O APIC. Local APIC включен и все внешние прерывания получаются через I/O APIC.

Начнем с понятия «прерывание».
Прерывание - это событие, которое говорит системе, что что-то произошло, и требует вмешательства.
Такими событиями могут быть: нажатая клавиша на клавиатуре, сигнал от модема, всевозможные ошибки (вроде деления на нуль) и тому подобное.

Как вы наверняка уже слышали, существуют аппаратные и программные прерывания.
Аппаратные (IRQ - Interrupt ReQuest) - те, которые инициируются железом, а программные - софтом, причем механизмы вызова аппаратного или программного прерывания немного различаются, хотя для процессора это в принципе одно и то же.

С программными прерываниями (INT - Interrupt) просто - программа вызывает запрос на прерывание (на языке ассемблера это INT xx, где xx - номер прерывания), после чего процессор сохраняет адрес возврата в программу и флаги состояния процессора, и переходит к обработчику прерывания.
Найти адрес программы-обработчика процессору очень просто (даже думать не приходится) - первый килобайт оперативной памяти содержит адреса этих программ.

Адрес обработчика нулевого прерывания (прерывания нумеруются с нуля) расположен в самом начале, сразу за ним - адрес обработчика первого прерывания, и так далее до 255-го прерывания.
Выход из обработчика прерывания производится программой-обработчиком, причем управление передается команде, следующей за процедурой вызова прерывания.

Аппаратные прерывания организуются немного сложнее - у каждой шины (PCI, ISA и т. д.) существуют определенные линии (читай - контакты), которые отвечают за прерывания, вызываемые устройствами.
Номера аппаратных прерываний не прямо соответствуют адресам программных, то есть аппаратному IRQ 0 соответствует INT 8, и так далее по таблице.

Зачем, спрашивается, нужны эти IRQ?
Во-первых - постоянно опрашивать все устройства на предмет «а не желаете ли Вы нам что-нибудь этакое передать?» просто непозволительно с точки зрения производительности.

Процессор просто утомится это делать - гораздо легче дать устройству какие-то права, и пусть оно командует.
Во-вторых, сам механизм позволяет программам и процессору абсолютно наплевательски относиться ко всем выступлениям со стороны устройств.

То есть программа даже не замечает, что, пока она работала, произошло 843 IRQ от жестких дисков, клавиатуры, таймера и прочего неотъемлемого барахла из мира внутренностей компьютера.
К тому же, очень важен тот факт, что устройство теоретически может быть обслужено именно в тот момент, когда оно готово что-то сделать или что-то сообщить системе.

Представьте себе, что на двух разных прерываниях «висят» два устройства - радар слежения за ракетами дальнего действия и чайник.
И вдруг они одновременно вызывают свои прерывания.
Что важнее для вас - чайник или сноп ракет, который может через минуту опуститься вам на голову?
То-то же!

Для разрешения таких ситуаций и существует система приоритетов, исходя из которых процессор выбирает, какое прерывание ему обслужить в первую очередь.

Вот список аппаратных прерываний, которые обычно используются в системе, которая не настроена каким-то особым образом:

0 (INT 08h) - системный таймер
. 1 (INT 09h) - контроллер клавиатуры
. 2 (INT 0Ah) - сопряжен с видеокартой на XT; на AT и выше используется для каскадирования второй микросхемы контроллера прерываний
. 3 (INT 0Bh) - стандартный для COM2/COM4
. 4 (INT 0Ch) - стандартный для COM1/COM3
. 5 (INT 0Dh) - обычно свободен, но на XT на этом IRQ находился контроллер жесткого диска
. 6 (INT 0Eh) - контроллер FDD
. 7 (INT 0Fh) - прерывание параллельного порта (LPT), однако многими LPT-контроллерами не используется
. 8 (INT 70h) - часы реального времени (RTC - Real Time Clock), прерывание вызывается 18,2 раза в секунду
. 9 (INT 71h) - эмуляция IRQ2 (для совместимости)
. 10 (INT 72h) - свободен
. 11 (INT 73h) - свободен
. 12 (INT 74h) - контроллер PS/2 мыши
. 13 (INT 75h) - математический сопроцессор
. 14 (INT 76h) - первый канал контроллера IDE HDD
. 15 (INT 77h) - второй канал контроллера IDE HDD

Что же это за звери - IRQ2 и IRQ9, которые связаны каким-то непонятным образом?
Дело в том, что на компьютерах XT (помните еще такие?) была всего одна микросхема, отвечающая за обработку аппаратных прерываний.
Возможности этой микросхемы были, мягко скажем, скудны - она могла обслуживать только аппаратные прерывания.

Но в нее был заложен потенциал - при каскадировании одного из прерываний на другую микросхему можно было подключить еще несколько таких наборов логики, и на компьютерах IBM AT таких микросхем было уже две, а аппаратных прерываний - 16.
Так как доступ ко второй микросхеме на аппаратном уровне осуществлялся через IRQ 2 первой (мост IRQ2-IRQ9), то использование в своих нуждах IRQ 2 или IRQ9 имело ряд особенностей.

Когда устройство, работающее на IRQ2, вызывало прерывание, новая логика AT аппаратно отправляла его на IRQ9, после чего BIOS, в свою очередь, перенаправлял сигнал на IRQ2 - чтобы программное обеспечение, рассчитанное на работу с IRQ2, имело возможность нормально работать с девайсом.

Именно поэтому в современных материнских платах, где вся логика работы с аппаратными прерываниями уже встроена в чипсет, для совместимости со старым программным и аппаратным обеспечением оставлен тандем IRQ2-IRQ9.
Сейчас можно совершенно спокойно использовать IRQ9 в своих целях.

Ну, хорошо, получили мы сигнал о том, что устройство нам что-то желает поведать, а дальше-то что?
Ведь нужно данные получить и как-то обработать.
Для этого организуется участок оперативной памяти, в котором устройство располагает данные для обработки, а драйвер, соответственно, ими оперирует.

Обычно эту область памяти называют адресами ввода-вывода.
Для того, чтобы не загружать каждый раз процессор передачей данных от устройства к памяти, используется DMA (Direct Memory Access - прямой доступ к памяти).

Передача данных ведется по так называемым каналам, которых всего семь:

0 - используется для регенерации памяти в некоторых системах
. 1 - свободен
. 2 - обслуживает контроллер FDD
. 3 - свободен (на XT - контроллер жесткого диска)
. 5 - свободен
. 6 - свободен
. 7 - свободен

Следует учитывать, что каналы 0-3 - восьмиразрядные, а каналы 5-7 - шестнадцатиразрядные.
Именно поэтому старый добрый SB 16 требовал два канала DMA - один (обычно первый) восьмибитный, а второй - шестнадцатибитный.

Драйвер AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional

Новая версия драйвера AMD Radeon Software Adrenalin Edition 19.9.2 Optional повышает производительность в игре «Borderlands 3» и добавляет поддержку технологии коррекции изображения Radeon Image Sharpening.

Накопительное обновление Windows 10 1903 KB4515384 (добавлено)

Прерывания подразделяются на аппаратные (маскируемые и немаскируемые) и программные. Программные прерывания, собственно, прерываниями не являются, это способ вызова определенных процедур. Но процессором программные прерывания обрабатываются как один из типов прерываний.

То, что в соответствии с PCI-спецификациями должны уметь все PCI-карты, но в действительности очень редко реализуется, называется "IRQ-Sharing". Теоретически это означает, что несколько компонент должны довольствоваться одним и тем же IRQ. Но поскольку лишь немногие PCI-карты общаются друг с другом столь гармонично, "Windows 9x" ставит в соответствие каждой карте, насколько это возможно, собственный IRQ. Сложности конфигурирования системных ресурсов, их распределения между сетевыми и звуковыми картами, 3D-ускорителями, стандартными последовательными и параллельными устройствами, а ныне еще видео — и DVD-декодерами постепенно ослабляются с массовым внедрением USB-шины, точнее массовым распространением USB-периферии. Правда, шина USB сама занимает один IRQ. Но зато она обязана включить в систему без дальнейшего расходования ресурсов все периферийные устройства, будь то мышь, клавиатура, сканер или видеокамера.

Еще один термин. "Polling mode" — работа устройства без использования прерываний. Это встречается при работе с простыми SCSI-контроллерами на шине ISA.

Устройство

Комментарии

Системный таймер

Системное прерывание. Генерируется 91 раз за 5 сек. В данном качестве применяется со времени первого PC.

Клавиатура

Системное прерывание, генерируемое контроллером клавиатуры.

Контроллер прерываний

Каскадировано (связано) с IRQ9. Могут возникнуть конфликты, когда одновременно на IRQ2 и IRQ9 должны работать различные устройства. Его использование системой сохраняется для совместимости.

Используется вторым коммуникационным адаптером (UART2). Какое же устройство будет его генерировать? Это может быть второй последовательный порт COM2 (интегрирован на материнской плате), внутренний модем, настроенный на COM2 или COM4, или инфракрасный адаптер. Можно отключить UART2, но присвоить IRQ3 ничему не удастся. Делит одно и то же IRQ3 с COM4 (при наличии последнего). Возможен конфликт при одновременном использовании.

Устройство

Комментарии

Используется первым коммуникационным адаптером. Все практически идентично: генерируется первым последовательным портом COM1, модемом на COM1 или COM3 (за исключением инфрапорта). Делит одно и то же IRQ4 с COM3 (при наличии последнего). В системах с подключенной к COM1 мышью использовать COM3 не следует.

свободен

Прерывание изначально предназначалось для использования вторым параллельным портом LPT2. Практического применения такое решение не нашло, поэтому IRQ5 перешло в разряд свободных. В IBM XT на IRQ5 "висел" жесткий диск. Через некоторое время "Creative Labs", создавая звуковую карту "Sound Blaster Pro", нашла применение прерыванию. С тех пор IRQ5 стало излюбленным для большинства звуковых ISA-карт. Звуковые PCI-карты также иногда используют это прерывание для эмуляции "SB Pro". IRQ5 можно привязать к слоту PCI.

Устройство

Комментарии

Контроллер FDD-дисковода

Прерывание используется контроллером флоппи-дисковода, начиная с первых ПК. Однако прерывание все равно не может быть использовано: ISA-карты на работу с ним не рассчитаны, и к слоту PCI привязать его нельзя.

По умолчанию прерывание первого параллельного порта LPT1. При отключенном порте (если принтер отсутствует или рассчитан на USB) может использоваться различными устройствами: сетевыми, ISDN-картами. Это также "запасное" место для звуковых карт.

Часы реального времени (RTC)

Системное прерывание со времени первых IBM AT.

свободен

Каскадировано с IRQ2. В остальном может использоваться по усмотрению.

свободен

Может быть использовано по усмотрению. Устаревшие IDE-контроллеры на старых звуковых картах иногда используют это IRQ.

Устройство

Для обработки событий, происходящих асинхронно по отношению к выполнению программы, лучше всего подходит механизм прерываний .

Прерывание можно рассматривать как некоторое особое событие в системе, требующее моментальной реакции. Например, хорошо спроектированные системы повышенной надежности используют прерывание по аварии в питающей сети для выполнения процедур записи содержимого регистров и оперативной памяти на магнитный носитель, с тем чтобы после восстановления питания можно было продолжить работу с того же места.

Кажется очевидным, что возможны самые разнообразные прерывания по самым различным причинам. Поэтому прерывание рассматривается не просто как таковое, с ним связывают число, называемое номером типа прерывания или просто номером прерывания. С каждым номером прерывания связывается то или иное событие. Система умеет распознавать, какое прерывание, с каким номером произошло и запускает соответствующую этому номеру процедуру.

Программы могут сами вызывать прерывания с заданным номером. Для этого они используют команду INT. Это так называемые программные прерывания. Программные прерывания не являются асинхронными, так как вызываются из программы (а она-то знает, когда она вызывает прерывание!).

Программные прерывания удобно использовать для организации доступа к отдельным, общим для всех программ модулям. Например, программные модули операционной системы доступны прикладным программам именно через прерывания, и нет необходимости при вызове этих модулей знать их текущий адрес в памяти. Прикладные программы могут сами устанавливать свои обработчики прерываний для их последующего использования другими программами. Для этого встраиваемые обработчики прерываний должны быть резидентными в памяти.

Аппаратные прерывания вызываются физическими устройствами и приходят асинхронно. Эти прерывания информируют систему о событиях, связанных с работой устройств, например о том, что наконец-то завершилась печать символа на принтере и неплохо было бы выдать следующий символ, или о том, что требуемый сектор диска уже прочитан его содержимое доступно программе. Использование прерываний при работе с медленными внешними устройствами позволяют совместить ввод/вывод с обработкой данных в центральном процессоре и в результате повышает общую производительность системы. Некоторые прерывания (первые пять в порядке номеров) зарезервированы для использования самим центральным процессором на случай каких-либо особых событий вроде попытки деления на ноль, переполнения и т.п.

Иногда желательно сделать систему нечувствительной ко всем или отдельным прерываниям. Для этого используют так называемое маскирование прерываний . Но некоторые прерывания замаскировать нельзя, это немаскируемые прерывания.

Заметим еще, что обработчики прерываний могут сами вызывать программные прерывания, например, для получения доступа к сервису BIOS или DOS (сервис BIOS также доступен через механизм программных прерываний).

Составление собственных программ обработки прерываний и замена стандартных обработчиков DOS и BIOS является ответственной и сложной работой. Необходимо учитывать все тонкости работы аппаратуры и взаимодействия программного и аппаратного обеспечения. При отладке возможно разрушение операционной системы с непредсказуемыми последствиями, поэтому надо очень внимательно следить за тем, что делает Ваша программа.

Для того чтобы связать адрес обработчика прерывания с номером прерывания, используется таблица векторов прерываний , занимающая первый килобайт оперативной памяти - адреса от 0000:0000 до 0000:03FF. Таблица состоит из 256 элементов - FAR-адресов обработчиков прерываний. Эти элементы называются векторами прерываний . В первом слове элемента таблицы записано смещение, а во втором - адрес сегмента обработчика прерывания.

Прерыванию с номером 0 соответствует адрес 0000:0000, прерыванию с номером 1 - 0000:0004 и т.д.

Инициализация таблицы происходит частично BIOS после тестирования аппаратуры и перед началом загрузки операционной системой, частично при загрузке DOS. DOS может переключить на себя некоторые прерывания BIOS.

Рассмотрим содержимое таблицы векторов прерываний. Приведем назначение некоторых наиболее важных векторов:

Описание

Ошибка деления. Вызывается автоматически после выполнения команд DIV или IDIV, если в результате деления происходит переполнение (например, при делении на 0). DOS обычно при обработке этого прерывания выводит сообщение об ошибке и останавливает выполнение программы. Для процессора 8086 при этом адрес возврата указывает на следующую после команды деления команду, а в процессоре 80286 - на первый байт команды, вызвавшей прерывание.

Прерывание пошагового режима. Вырабатывается после выполнения каждой машинной команды, если в слове флагов установлен бит пошаговой трассировки TF. Используется для отладки программ. Это прерывание не вырабатывается после выполнения команды MOV в сегментные регистры или после загрузки сегментных регистров командой POP.

Аппаратное немаскируемое прерывание. Это прерывание может использоваться по-разному в разных машинах. Обычно вырабатывается при ошибке четности в оперативной памяти и при запросе прерывания от сопроцессора.

Прерывание для трассировки. Это прерывание генерируется при выполнении однобайтовой машинной команды с кодом CCh и обычно используется отладчиками для установки точки прерывания.

Переполнение. Генерируется машинной командой INTO, если установлен флаг OF. Если флаг не установлен, то команда INTO выполняется как NOP. Это прерывание используется для обработки ошибок при выполнении арифметических операций.

Печать копии экрана. Генерируется при нажатии на клавиатуре клавиши PrtScr. Обычно используется для печати образа экрана. Для процессора 80286 генерируется при выполнении машинной команды BOUND, если проверяемое значение вышло за пределы заданного диапазона.

Неопределенный код операции или длина команды больше 10 байт (для процессора 80286).

Особый случай отсутствия математического сопроцессора (процессор 80286).

IRQ0 - прерывание интервального таймера, возникает 18,2 раза в секунду.

IRQ1 - прерывание от клавиатуры. Генерируется при нажатии и при отжатии клавиши. Используется для чтения данных от клавиатуры.

IRQ2 - используется для каскадирования аппаратных прерываний в машинах класса AT.

IRQ3 - прерывание асинхронного порта COM2.

IRQ4 - прерывание асинхронного порта COM1.

IRQ5 - прерывание от контроллера жесткого диска для XT.

IRQ6 - прерывание генерируется контроллером флоппи-диска после завершения операции.

IRQ7 - прерывание принтера. Генерируется принтером, когда он готов к выполнению очередной операции. Многие адаптеры принтера не используют это прерывание.

Обслуживание видеоадаптера.

Определение конфигурации устройств в системе.

Определение размера оперативной памяти в системе.

Обслуживание дисковой системы.

Последовательный ввод/вывод.

Расширенный сервис для AT-компьютеров.

Обслуживание клавиатуры.

Обслуживание принтера.

Запуск BASIC в ПЗУ, если он есть.

Обслуживание часов.

Обработчик прерывания Ctrl-Break.

Прерывание возникает 18.2 раза в секунду, вызывается программно обработчиком прерывания таймера.

Адрес видеотаблицы для контроллера видеоадаптера 6845.

Указатель на таблицу параметров дискеты.

Указатель на графическую таблицу для символов с кодами ASCII 128-255.

Используется DOS или зарезервировано для DOS.

Прерывания, зарезервированные для пользователя.

Не используются.

IRQ8 - прерывание от часов реального времени.

IRQ9 - прерывание от контроллера EGA.

IRQ10 - зарезервировано.

IRQ11 - зарезервировано.

IRQ12 - зарезервировано.

IRQ13 - прерывание от математического сопроцессора.

IRQ14 - прерывание от контроллера жесткого диска.

IRQ15 - зарезервировано.

Не используются.

Зарезервированы для BASIC.

Используются интерпретатором BASIC.