Интернет. Настройки. Тарифы. Телефон. Услуги

Поисковая деятельность в доу. Исследовательская деятельность детей в доу

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

«Формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
  • Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Свою работу в течении года я проводила в исследовательском уголке «Архимеды».

Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформила материал для исследований, доступную для детского экспериментирования картотеку, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с воздухом «Невидимка среди нас», с песком «Рисование песком», водой «Капельки», с солнечным светом «Лучик золотой», с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Пополнила энциклопедиями «Космос», «Наука для детей», «Первооткрыватели» .

При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения для детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов уголке меняю в соответствии с планом работы по данной теме.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала занятие с элементами экспериментирования «Мы - капельки». Через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

Мною были разработаны консультации «Почемучки и любознайки» , «От восприятия к исследованию» . Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте«Зачем повару математика?».

На организационном этапе я разработала план работы с детьми и родителями, провела индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей узнать новое о профессии повара.

На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?

19 родителей (63%,) приняли участие в данном проекте . Принесли книги и буклеты для оформления выставки «Традиции национальной кухни», для исследования кислотности овощей и фруктов индикаторную бумагу, манную крупу и соль, для изобразительной деятельности «Снегири» и «Баранки», участвовали в презентации проекта «Чудесные фигурки».

Такая форма работы способствовала вовлечению родителей в образовательный процесс. Я считаю, что благодаря участию в проекте родителей у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.

Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, в начале февраля предложили родителям консультацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и, учитывая индивидуальные особенности детей, их интерес, активность, я разработала для каждой семьи познавательные опыты и эксперименты.

86% родителей участвовало в проведении данной работы с детьми. Интересные газеты о своих домашних питомцах и рыбках подготовили вместе с детьми семья Киреевой Вики - «Говорящий попугайчик Кузя», семья Алишера Сагадиева - «Аквариумные рыбки», семья Данила Гринько - «Черепаха Чип», семья Петровой Вики - «Наши хомячки». Видеоматериалы по проведению опытов дома предоставили семьи: Караевой Сабины (опыт с разбегающимися палочками), Колотова Даниила (смешивание разных жидкостей), Сороченко Кати (секретные чернила).

Всю проведенную работу, все опыты ребята просмотрели в записи на слайдах в группе. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Конечным этапом по реализации данного проекта стала тематическая выставка «Экспериментируем дома» . Итог работы оказался положительным.

Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Список использованной литературы

1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. - М.: пед. общество России, 2005.

3. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, №

5. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

Презентация проекта

Делает обобщения.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

1 Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

2. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения;

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

Применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспе­риментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, уста­навливает практические связи между собственными действиями и явлениями окру­жающего мира, совершает своего рода от­крытия. Открытия эти ведут к перестрой­ке как самих действий, так и представле­ний об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент са­моразвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, ко­торые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, болеесложные преобразо­вания. Экспериментирование стимулиру­ет к поискам новых действий и способст­вует смелости и гибкости мышления. Са­мостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышле­ния готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы по­казать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы сти­мулировать его интерес к предметам, про­буждать любознательность и познаватель­ную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригу­ющих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность опе­рировать ими, открывать их новые свойст­ва стимулирует, в свою очередь, самостоя­тельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познаватель­ную активность, должны обладать следую­щими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределен­ными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых по­знавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предме­та. Кроме того, незнакомые и неопределен­ные предметы вызывают у ребенка любо­знательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не свя­занный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребен­ку, чем больше в ней разнообразных вос­принимаемых деталей, тем больше вероят­ность того, что она вызовет различные ис­следовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развер­нул исследовательское поведение, необхо­дим оптимальный уровень сложности объ­екта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной ак­тивности. Оптимален такой уровень слож­ности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и по­нятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, про­тиворечивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки долж­ны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В группе приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Оксана Левшакова
Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы «Вода»

Текст презентации

2слайд. Основной целью поисково-исследовательской деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи развития : развитие коммуникативных навыков, познавательных способностей, развитие творческого воображения и мышления и обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

3слайд. Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес . С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь , являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой .

4 слайд. Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода » . Ее результаты представлены в таблице № 1

Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня , что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила . А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является малознакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности . Отсюда сложилась проблема проекта.

5 слайд. Проблема проекта :

«. Вода »

Цель проекта : Разработать систему работы по организации (воды) .

6 слайд. Задачи проекта :

1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность , накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды .

2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в неживой природе .

3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды .

4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода » .

5. Разработать финансовое содержание проекта.

7 слайд. Надеюсь, что предложенный мною проект поможет педагогам-коллегам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы , а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте , его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе , повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества .

8 слайд. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды , доступных возрастному пониманию и изучению , которые использовала в планировании. Это -

1. Свойства и признаки воды.

2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое) :

Их свойства и качества;

Переход из одного состояния в другое;

3. круговорот воды в природе , водная система планеты Земля.

9 слайд. Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы №2, №3, №4)

Таблица № 2. К организованной форме обучения я отнесла : экскурсии, наблюдения, занятия, обобщение представлений о природе , классификация представлений о природе , опыты, поисковая деятельность , развитие речи, ознакомление с деятельностью людей в природе , ознакомление с трудом людей в природе , изобразительная деятельность

10 слайд. Таблица №3. Совместная деятельность взрослого и детей включает в себя : экологические досуги и праздники, работа с календарем природы , дневником наблюдений, опыты, поисковая деятельность , чтение литературы, просмотр фильмов, труд в уголке природы и на участке , наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры, беседы, сбор коллекций, работа в библиотеке, работа в исследовательском уголке, работа в уголке изодеятельности , работа с моделями

11 слайд. Таблица №4. К самостоятельной деятельности детей , по моему мнению, надо отнести работу с литературой, игровую деятельность , труд в уголке природы и на участке , работу в уголке изодеятельности , экспериментирование, работу в исследовательском, работу с календарем природы и дневником наблюдений.

12, 13, 14,15,16 слайд. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности . В представленной вам папке можно более подробно ознакомиться с нашей деятельностью в таблице №7 . Отразить всю структуру деятельности по этому проекту в фотографиях презентации невозможно. Поэтому мы выбрали самые яркие опыты и эксперименты.

17, 18 слайд. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала дидактические игры. Более подробно с ними можно ознакомиться в представленной папке в таблице №8

19 слайд. Для мониторинга проекта я использовала диагностику разработанную на основе программы Натальи Александровны Рыжовой «Наш дом природа » .

Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе . Я использовала раздел «Вода » .

Результаты диагностики представлены в таблице №5. Результаты, я думаю, видны на лицо, если сравнить с таблицей №1 моей презентации

20 слайд. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме : Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы . Вода

21 слайд. Мне хочется сказать, что экспериментальная деятельность является одной из ведущих в развитии детей дошкольного возраста . Согласно требованиям ФГОС у ребенка должна быть сформирована инициативность, самостоятельность, стремление к лидерству. Эти качества также развиваются в процессе экспериментирования, моделирования, поисковой деятельности . Свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция : «То что я слышу – забываю, то что я вижу – я помню, то что я делаю - я понимаю». 22 слайд. Спасибо за внимание

Публикации по теме:

«Неофициальные символы России». Непосредственная поисково-исследовательская деятельность Цель:Знакомство детей с неофициальными символами России. Задачи: 1. Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут.

Опытно-исследовательская деятельность «Мыло и вода - мои лучшие друзья» Задачи: Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни; Обогащать и активизировать словарь.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» в средней группе Цель: Расширение представлений о воде и ее свойствах. Задачи: Образовательные: - формирование и систематизирование знаний детей о воде,.

"Поисково-исследовательская деятельность"

Федотова Галина Ивановна,

воспитатель средней группы дет.сада №12 г.Таштагола, Кемеровской обл.

Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

После трех лет ребенок переходит в период любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка - переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность

осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса,

отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводя итоги эксперимента, педагог может задавать наводящие вопросы, но дети сами называют поставленную проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, формулируют правильный вывод и оценивают свою работу.

Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Нужно чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

"Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск. Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Оксана Соснина

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того , чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача – не пресекать поисково -исследовательскую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Слова Александра Николаевича Поддьякова и Ральфа Эмерсона подтверждают это :

«…Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью»

Р. Эмерсон :

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».

В раннем возрасте малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия) . А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.

Чем разнообразней исследовательская деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем , что педагог стремиться создать такую предметную среду, которая максимально полно могла бы стимулировать ребёнка к деятельности , при этом безопасно обогащала его сенсорный опыт, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудования. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.

Для достижения цели воспитатели раннего возраста поставили следующие задачи :

Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;

Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) ;

Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности ;

Учить способам обследования материала;

Развивать активный словарь.

Ориентировочный рефлекс как реакция на новизну дан ребёнку природой. Малыш – «исследователь» с первых лет жизни, поэтому воспитание любознательности падает на благодатную почву. А чтобы повернуть действия маленьких исследователей в полезное русло рекомендуется проведение особого типа игр, в основе которых лежат действия экспериментирования. Они подводят ребёнка к познанию окружающего мира, физическую природу, которую он узнает значительно позже, в школе, а пока ему предстоит накапливать практический опыт под руководством взрослого.

Если в младенчестве ребёнка привлекали внешние свойства предметов (яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, оригинальность и сила звука, на третьем году жизни ему уже интересно их скрытые свойства, которые малыш обнаруживает с помощью целенаправленных исследовательских действий : поглаживает предмет, постукивает им, прикладывает его к ухо и т. д. Он как бы изучает предмет, обнаруживая свойства, «таящиеся» в его конструкции, и чем больше сюрпризов преподносит ему исследовательская деятельность , тем интереснее для него сама ситуация.

В такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, формочки, тазики, совочки, ведерки, лопатки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные) .

Предметы-заместители, неоформленный материал : кубики, коробочки, крышки цветные, пузырьки, банки с завертывающейся крышкой (не стекло) разных размеров, форм; картонные, клеенчатые полоски различной длины, ширины.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику : ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.

Опыты использовали для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Организуя игры с песком и водой,

мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяли познавательный интерес ребенка, при этом развивали мелкую моторику рук.

Тема : «Вода»

Начали работу с экспериментов с водой, согласно тематическому плану воспитательно-образовательной деятельности .

Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На НОД дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол» );

что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Цветная водичка» ); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Катенька чумазая» ).

С помощью дидактических игр «Водичка, водичка» , «Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема : «Песок»

Различные опыты с песком используют в организации непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. В совместной деятельности с детьми «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Чьи следы» дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. На прогулке в процессе наблюдения за песком, выявили, что песок – это множество песчинок.

Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня , в этих играх воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.

Одной из любимых игр детей является игра с песком и водой, руководя

которой воспитатели решают важные задачи сенсорного воспитания и учат детей создавать условия для овладения способами познания чувств.

После проделанной работы, подводя итоги в конце учебного года, педагоги отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Исследовательская деятельность , которую педагоги старались включить в разные виды деятельности , способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.

Интенсивное развитие игр с песком и водой во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника , развития познавательного интереса, воспитания потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей, сенсорного воспитания.

В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство «заземлять» отрицательную энергию.

Эту работу необходимо осуществлять совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения . Тогда можно добиться устойчивого положительного результата в развитии познавательной активности детей раннего возраста.

Но были и проблемы…проблема в выборе мотивации и недостатке оборудования.

На будущий год мы планируем углубленную работу с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня пед. мастерства путём участия в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации.

В младшем возрасте мы продолжаем заниматься поисково-исследовательской деятельностью , но уже более расширенно и углубленно.

Были сформулированы следующие задачи :

Развивать у детей младшего возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей , моделей) ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Мы знаем, что обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание предметно-развивающей среды.

Важно создать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей .

Для этой цели в группах организованы «Детские лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволило оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

В наших уголках мы разместили :


1. Емкости.

2. Мерные ложки, пробирки, ситечки, воронки разного размера.


3. Детские халаты, фартуки клеенчатые, резиновые перчатки.

4. Увеличительные стекла, магниты, лупы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп.

5. Медицинские материалы : Пипетки, шприцы пластиковые, мерные ложечки, вата, бинт.

7. Природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;

8. Бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха.

А также :


Схемы для проведения опыта


Резиновые груши разного размера.

Пластиковые, резиновые трубочки.

Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

Пластиковые контейнеры.

Рулетка, линейка.

Цветные прозрачные стеклышки.

Лопатки, лейки, щетки, совки.

В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.


В своей работе по мы использовали следующие методические приёмы :

Проектная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Целевые прогулки

Просмотр фильмов

Опыты и эксперименты в лаборатории «Эврика»

Труд в уголке природы и на участке д/с

Работа с календарём природы

Работа с символами и эмблемами

Сбор коллекций

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал : "Пустая голова не рассуждает : чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

Чтобы дать знание детям и наполнить, их головы интересным содержанием мы с детьми продолжали проводить различные опыты : с песком, воздухом, водой, элементарные опыты с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов :


-«Мы дышим воздухом» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) ;

-«У нас есть вдох и выдох» ;

Ответили на следующие вопросы :


Сколько весит воздух?

Можно ли поймать воздух?

Бывает ли воздуху холодно?

Вдунь шарик в бутылку.

Может ли воздух быть сильным?


Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам : растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.

Для этого провели :

Наблюдение «Песок на участке»

в ходе наблюдения обратили внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада : в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.


Тематическая беседа «Свойства песка» , в ходе которой дети познакомились с различными свойствами песка : сыпучесть, вязкость

(липкость) ;

Опыт «Сухой и мокрый песок»

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Цель : закрепили представления детей о свойствах песка, учили использовать

поделки из песка в игровой деятельности , развивали воображение детей.


Для знакомства с магнитом и его свойством магнетизма мы провели игры :

«Волшебная рукавичка» ;

«Волшебный театр» ;

«Мы – фокусники» .

Познавательный интерес ребенка развивается также, в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды мы познакомили детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Для получения и закрепления знаний мы провели следующие эксперименты :

«Вода жидкость


«Вода не имеет формы»


«Вода не имеет вкуса и запаха


«Вода не имеет цвета, она прозрачна»


«Вода растворитель»


"Тонет, не тонет”.

"Испаряется ли вода?”.

Наблюдали за лужей, в первый день мы обрисовали её мелом и в последующие дни наблюдали её уменьшение.

Наблюдали также за высыханием пола.

Провели опыт и узнали «Куда спряталась вода?»


В этом нам помогли дети подготовительной группы.




Была организована экскурсия в группу №7, где мы наблюдали за работой старших детей с бумагой, затем дети предложили малышам совместно изготовить самолётики.


В зимний период мы наблюдали за снегом и его свойствами.


Учили детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый,


развивали внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.


Играли в снежки

в ходе этой игры мы познакомили детей с таким свойством снега, как липкость, учили самостоятельно лепить снежки, развивали мыслительные процессы : анализировали, сравнивали; учили использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед.

Наблюдали за льдом

Выявили с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учились сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности , учили находить отличия, называть их; воспитывали аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

За этот год мы узнали :

1. «Где прячутся детки?

2. «У кого какие детки?»

3. Как развивается растение?»

4. «Что любят растения?»

5. «Зачем зайчику другая шубка?»

6. «Как звери меняют шубку?»

7. «Из чего птицы строят гнёзда?»

8. «Нужен ли зимой растениям снег?»

9. «Почему тает снег?»

10. «Где быстрее наступит весна?»

11. «Где снег не тает?»

12. «Где будут первые проталины?»

13. «Кто улетит, кто останется?»

14. «Зачем утке и лягушке такие лапки?»

15. «Почему птицы могут летать?»

16. «Кто живёт в воде?»

17. «Как спрятаться бабочкам?"

Мы старались не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавали условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как» , что способствовало развитию познавательной активности детей.

В эту работу мы активно вовлекали родителей детей. Были даны рекомендации о проведении экспериментов дома. С помощью родителей мы узнали, что соль и сахар полностью растворяются в воде, а мука нет, что вода быстро испаряется, если её кипятить на высокой температуре и много других опытов. Освещяли в форме мини-фото газет о той или иной эксперементальной деятельности , которая проходила на данный момент.

Для родителей была подготовлена и показана мультимедийная презентация «Мы – исследователи!» , с целью более подробного представления родителями о детской поисково-исследовательской деятельности .

Но встречались и трудности при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования :

Недостаточность современного оборудования,

Молодые специалисты в недостаточности опыта;

Испытывали сложность с мотивацией детской деятельности , применением деятельностного подхода , отражением его в плане.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию поисковой деятельности , использовать проектную деятельность , привлекая родителей в развитие своих родных детей!

Рассмотрим старший возраст :

Нами были сформулированы следующие задачи :

Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;


Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей ;

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям : ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре , декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Организация нашей работы проводилась по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами :

1)Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)

2) Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и др.)

3)Человек (Функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Все темы усложнялись по содержанию , задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные) .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников . Наша работа началась с изучения соответствующей литературы и преобразований в предметно - развивающей среде : в ней появились следующие микроблоки :

Лаборатория «Почемучка» , в которую вошли материалы для ознакомления с их свойствами, оборудование для экспериментов, приборы, макеты, модели;

Уголок природы;

Центр преобразований «Мастерилки» . В нем разместились различные виды материалов природный, бросовый, нитки, пластилин;


Уголок «Знайки» , включающий в себя познавательную литературу, иллюстрации, рисунки, коллекции, гербарии и др. ;



информационная копилка вместила копилку детских вопросов, карточки, муляжи;

Игротека включила дидактические игры по различным разделам;

Уголок моделирования. В него вошли условные символы , календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности , опытов, экспериментов, изобразительные средства.


Планируя и реализуя проекты с детьми, мы использовали такие формы работы : игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми , НОД познавательного цикла, развлечения.

Вовлекая детей в поисковую деятельность использовали такой алгоритм, который предполагал не просто фиксацию результатов эксперимента, а направлен на решение экологических проблем.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности . На прогулке юные исследователи решали важные проблемы : почему снег тает раньше в районе теплотрассы? что произойдет со снегом, если его положить его на темную поверхность, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Проводили различные опыты : с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Нами было проведено исследование на тему : «Почему не тонут корабли?» . И выяснилось, что :

1. Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть.

2. Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму

3. Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

4. Секреты строения.

На примере воды мы продолжали знакомить детей со свойствами жидкостей и узнали, что в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

“Цветы лотоса”. Делали цветок из бумаги, лепестки закручивали к центру, опускали в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)



“Чудесные спички”. Надломить спички посередине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)

“Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).

“ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются (Вода обладает склеивающим действием) .


“Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

В ходе экспериментальной деятельности дети учились задавать вопросы : "Как это сделать?", обращаться с просьбами : "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней.


Вместе с детьми классифицировали камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацеливали детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивали визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовали развитию эстетического вкуса. Побуждали детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепили навыки работы с увеличительными приборами. Способствовали развитию слухового восприятия.

Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Чтобы у ребенка поддерживался интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий, рекомендовали родителям дома проводить простейшие опыты и эксперименты.

Для взаимодействия с родителями использовали следующие формы :

Подбор справочного материала.

-Создание библиотечки для родителей

Консультации по теме и индивидуальные консультации с учетом особенностей каждого ребенка

Встречи с увлеченными людьми.

Результатом нашей работы считаем следующее :

Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы в свете деятельностного подхода . Мы испытывали затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.


Для успешной работы в этом направлении мы находили ответы на свои вопросы в разных источниках, опирались на опыт других педагогов. Очень помог проведенный семинар «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками », а также проведение открытых просмотров коллег.

И хочется закончить китайским изречением :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!