Интернет. Настройки. Тарифы. Телефон. Услуги

Организатор распространения информации в сети интернет. Организатор распространения информации Личные и семейные нужды

​​​​​​​Постановлением Правительства РФ зарегистрированные в Роскомнадзоре организаторы распространения информации (ОРИ) теперь обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей и о них самих в течение года, предоставляя её спецслужбам.

Правительство изменило правила хранения организаторами распространения информации (интернет-ресурсы и сервисы, внесённые в специальный реестр Роскомнадзора по указанию ФСБ) сведений о фактах приёма, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей и данных о них, тем самым регламентируя некоторые касающиеся ОРИ пункты федерального закона №374-ФЗ («пакет Яровой»). Согласно опубликованному на «Официальном интернет-портале правовой информации» документу, в вышеуказанные правила вносятся следующие изменения:

ОРИ будут обязаны хранить информацию о фактах передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» в течение года;

Предоставлять указанную выше информацию подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети «Интернет» с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет».

Вступило в силу данное Постановление Правительства РФ 26.12.2017 года.

Федеральный закон №374-ФЗ, именуемый ещё «пакетом Яровой», постепенно становится кладезем больших и малых правовых курьёзов, что немудрено, поскольку некоторые понятия в законе описаны невнятно, плюс к этому в нём приведено множество отсылок к большому количеству уже существующих федеральных законов и другим правовым нормативным актам, отчего неизбежно могут возникнуть и уже возникают путаницы в праворименении и трактовании некоторых его положений.

В случае с появившимся вчера постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1576 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 759» выясняется ряд интересных обстоятельств.

Согласно одному из требований «пакета Яровой», организаторы распространения информации (мессенджеры, интернет-форумы, мобильные приложения и др.) обязаны с момента вступления его в силу, т.е. уже с 20 июля 2016 года, сохранять вышеуказанную информацию о действиях и взаимодействиях, а также другую информацию о своих пользователях в течение года и передавать её ФСБ - этого требуют привнесённые вышеупомянутым федеральным законом 374-ФЗ поправки в статью 10.1 (пункт 3.1) федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Но, по словам главного аналитика Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, никто данного требования не исполнял - ни, собственно, сами организаторы распространения информации, ни силовики. Правовая коллизия здесь состоит в том, что до вчерашнего дня все ждали от Правительства подзаконных актов, поскольку именно оно обязано определить порядок исполнения «пакета Яровой», и сделано это должно было быть в кратчайшие после вступления в силу 374-ФЗ время. Однако, как видим, соответствующее Постановление появилось только 16 декабря текущего года и только вступило в силу. Фактически все подпадающие под действие «пакета Яровой» субъекты до вчерашнего дня исполняли Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 759, который в данный момент противоречит требованиям «пакета Яровой», а значит и ФСБ, и ОРИ вот уже полтора года находятся на положении «нарушителей».

Сохранять же непосредственно сами сообщения пользователей в течение полугода внесённым в соответствующий реестр организаторам распространения информации и операторам связи необходимо будет с 1 июля 2018 года - это факт общеизвестный, но необходимо уточнить, что операторов вышеупомянутое Постановление от 16 декабря не касается, поскольку регулирование их деятельности согласно требованиям «пакета Яровой», - это отдельная песня. Фактически на данный момент регламентирована только работа ОРИ, касающаяся хранения метаданных пользователей. Как вы помните, чётких инструкций относительно хранения всего трафика ни для операторов, ни для ОРИ Правительством пока не разработано, и одним из последних предложений Минкомсвязи является постепенное введение в действие требований 374-ФЗ: сначала операторам и ОРИ предложат хранить «информационный мусор» своих пользователей в течение месяца, затем этот срок будет постепенно увеличиваться.

Ещё одной правовой коллизией «пакета Яровой» является отсутствие конкретики в определении ответственного за разработку регламента выполнения требований «пакета Яровой». С одной стороны, ни для кого не секрет, что этим практически всегда занимается Правительство, и в тексте федерального закона 374-ФЗ об этом сказано, однако если внимательно прочитать каждый пункт, то как раз в п. 3.1 статьи 10.1 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не указано, кто разрабатывает и определяет порядок выполнения требований. А в п. 3.2 такое указание есть - ответственным назначено Правительство России. А в п.6 того же закона, где говорится о «составе информации, подлежащей хранению», уточняется, что «место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации». Исходя из этого, не совсем понятно - имеет ли Правительство (и вообще какой-либо другой госорган) полномочия на регламентирование вопросов, связанных с хранением организаторами распространения информации информации о действиях и взаимодействиях своих пользователей (метаданных) и передаче их ФСБ? Но по факту выхода рассматриваемого постановления - получается, что имеет (что не исключает правовую коллизию и возможность для оспаривания подобных документов в судах).

Также следует обратить внимание, что согласно декабрьскому Постановлению кабмина, информацию о своих клиентах ОРИ обязаны будут предоставлять не только ФСБ, но и «другим уполномоченным органам». Каким - пока неясно. Вопросы вызывает также пункт, касающийся «организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети «Интернет»» - какого рода это доступ и что за информационная система по имеющейся у нас информации от ОРИ - никто не знает.

Как мы и предполагали, «пакет Яровой» рождает всё больше и больше правового, финансового и технологического хаоса.

Так случилось, что некоторые люди испугались и задумались после выхода этого закона над тем, чтобы прикрыть свой маленький интернет-мир. Речь о тех, кто когда-то создал форумы, сайты, посвященные своему хобби. Но когда хобби влечет за собой хранение информации, передачу органам, какие-то регистрации, уведомления - кому оно надо?

Поскольку такие переживания коснулись владельцев дорогих моему сердцу ресурсов, мне пришлось немного почитать и присмотреться, чего они все-таки там приняли, что 1.08.2014 признают днем смерти российского интернета. Сразу скажу, я не специалист в интернет-технологиях, поэтому моя терминология и некоторые выводы могут хромать в этой части. Итак, чего вычитал я.

Таким образом, кроме закона ничего пока определенного нет и это надо иметь ввиду. Все еще может поменяться. Но я буду исходить из того, что есть.

1.Появляются два новых субъекта права у нас: организатор распространения информации в сети "Интернет" и "блогер". Займемся первыми.

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Кто это? Никто и нигде еще не дал разъяснений, кто это - провайдеры, хостинг-компании, любые владельцы сайтов - непонятно. И понятно, почему непонятно. Государству надо понять, как это будет работать, кто и как попытается уйти из под закона, чтобы потом уже уточнить, а кого именно им надо загнать в тиски. А пока это такая расплывчатая формулировка, что хуже трудно придумать. Не мудрено, что обычные люди, которые ведут форумы по истории, моде и цветоводству стали переживать.

Но анализ закона и проектов подзаконных актов позволяет придти к выводу, что под определение попадают не обычные владельцы форумов, а, скорее, крупные компании, провайдеры или что-то типа того - я не силен в терминологии.

Вот, например, п.5 ст.10.1 нового закона

обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

Получается, что законодатель имеет ввиду в первую очередь под организаторами распространения информации понимаются субъекты, подобные операторам государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Кроме того, в проекте Регламента хранения информации и порядка ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, организаторами распространения информации в сети «Интернет», п.8 указано:

Организатор распространения информации в сети «Интернет» может по согласованию с руководителем (заместителем руководителя либо приравненным к нему должностным лицом) уполномоченного государственного органа, осуществляющего обеспечение безопасности Российской Федерации, обеспечить своевременное и полное предоставление на постоянной основе в согласованном порядке информации, указанной в пункте 3 настоящего Регламента правил, в уполномоченный государственный орган, осуществляющий обеспечение безопасности Российской Федерации.

Обратите внимание - вопрос решается на уровне руководителя органа (не понятно какого, кстати... по смыслу вроде ФСБ). Не может же быть так, чтобы каждый владелец форума решал с руководителем или замом такие вопросы! Значит речь идет об очень крупных субъектах.

Вывод: рядового владельца сайта или форума это коснуться не должно. Но все, чтобы если что коснуться в этом определении есть.

2.Личные и семейные нужды.

Перечень личных и семейных нужд. Это такой перечень, попав под который мы точно никому ничего не будем обязанным. Сейчас идут разговоры о его расширении. Пока он таков.

- потребности граждан, связанные с приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (образовательные потребности);
- потребности граждан, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение и применение новых знаний (научные потребности);
- потребности граждан, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин (включая внесение в программу для ЭВМ изменений);
- потребности граждан, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиска работников, размещением информации о вакансиях,
-потребности связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ,
- потребности, связанные с организацией досуга и воспитания детей.

Примечание: укачанные ниже потребности не относятся к личным, семейным и домашним нуждам в случае, если при их удовлетворении осуществляется общественная или общественно-политическая деятельность, распространяются информация и материалы общественно-политического характера.

Увы, прямо из него установить, что подходит, а что нет - трудно. Эффективнее было бы обозначить конкретную тематику. Под первое вообще можно подвести все, что угодно. Правда после второго пункта отчетливо угадываются ресурсы, для которых сделано исключение.

3.Дополнительные обязанности.

Допустим Вы все же попадаете под организатора распространения информации. Чем Вам это грозит?

а) направить уведомление в Роскомндзор , что он организатор. Добровольно? Нет же! читаем проект Порядка уведомления о начале деятельности... , п.2

Уведомление предоставляется... в течение 5 рабочих дней в случае получение организатором распространения информации в сети Интернет требования Федеральной службы по надзору в сфере связи....

А само требование формируется только тогда, когда поступает запрос от органа, осуществляющего оперативно-разсыкную деятельность.

Иными словами, как тот или иной пользователь заинтересует МВД или ФСБ, или как только они сочтут ресурс очень важным для своей работы - они пришлют бумагу в Роскомнадзор, а те - владельцу. И тогда надо будет потратить заполнить форму уведомления у них на сайте.
Но самое главное - пока такую бумагу не прислали, вообще переживать не стоит.

Тут есть момент, который меня смущает. Когда такое требование придет, факт уведомления станет публичным (не тайно же это делаться будет... хотя...). Тогда все будут знать, что за ресурсом усиленно наблюдают (вот за кем именно-секрет, так написано) и толку в такой работе оперативной?

Заставить писать уведомления всех - не хватит никаких ресурсов. К тому же люди начнут гадать - попадают они под операторов по закону или нет, четких критериев нет же. Поэтому такой путь, если уж они его избрали, кажется, самый доступный, но и странный. Впрочем как и сама попытка регулировать Интернет.

б) Хранение информации. Это самое неприятное во всей этой истории. Делать это накладно, наверное, технически - им же каждая циферка нужна. Но тут я не спец. Правда, как я писал выше, если сам не хочешь - можно передать безлимитку уполномоченным органам.

Хранить нужно будет все от идентификатора пользователя, до всех контактов адресной книги и электронной почты, количестве и объеме сообщений, обо всех авторизациях через сторонние сервисы, как ведет личную переписку внутри интернет-ресурса, точное время посещений, список DNS-серверов, используемых пользователем, как ведет переписку с провайдерами хостинга и регистраторами доменных имен, вся информация, внесенная при регистрации пользователя на интернет-ресурсе, информация об используемом пользователем оборудовании и ПО, все факты авторизации с точным временем, все факты изменения пользователем своих данных, факты прекращения пользователем использования интернет-ресурса, факты о произведенных денежных операциях пользователем с указанием информации о корреспонденте - идентификаторе платежной системы, валюты и суммы, осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы («электронного кошелька»), сумм прихода либо расхода и ряд других не менее казалось бы конфиденциальных данных, о которых должен знать только инициатор и получатель.

Такая информация должна хранится у организатора распространения информации на русском и английском языках (и по новому закону - полгода).

Обращаю внимание, что речь не идет о возможности читать почту или сообщения! - Только факт отправки-получения.

Но - ничего хранить не надо, пока нет требования об уведомлении о начале деятельности оператора распространения информации в сети.

Сдается мне, что все это они могли и раньше. Закон все же носит некоторый "запугивающий" характер. Ну, и упрощающий жизнь, конечно, тем, кто занят сбором информации.

Очень надеюсь, что эти требования не коснуться все же владельцев обычных сайтов и форумов (хотя, хотелось бы, чтобы они никого не коснулись).

4. Блогеры

По ним итак много чего написано. Единственное, я так и не понял, как они 3000 будут высчитывать. Ладно, у кого в день по 10000, но если пограничная ситуация? В остальном - комментировать нечего.

Нечего. В том смысле, что государство наше погрязло в жутком стремлении контролировать все с помощью . И ведь вроде образованные все люди. Но вместо того, чтобы работать "снизу", включают самые недолговечные и тормозящие развитие механизмы - как то - запрет, пропагандистские штучки и т.п. Ай, впрочем, чего говорить... Все все понимают прекрасно.

Завершая небольшой обзор все же выскажу надежду, что тех, кто реализует себя в интернете через создание тематических сайтов, форумов и т.п. все эти новеллы не коснутся. Еще больше я надеюсь, что они не смогут заработать толком вообще, ибо очевиден точечный характер изменений, то есть возможность их применения к конкретным компаниям и людям.

1. Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

3. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;

2) текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок , сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан предоставлять указанную в части 3 настоящей статьи информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия организаторов распространения информации в сети "Интернет" с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.1. Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

4.2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц (далее - организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями), также обязан:

1) осуществлять идентификацию пользователей сети "Интернет", передачу электронных сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями), по абонентскому номеру оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором подвижной радиотелефонной связи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) в течение суток с момента получения соответствующего требования уполномоченного федерального органа исполнительной власти ограничить возможность осуществления пользователем сервиса обмена мгновенными сообщениями, указанным в этом требовании, передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

3) обеспечивать техническую возможность отказа пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями от получения электронных сообщений от других пользователей;

4) обеспечивать конфиденциальность передаваемых электронных сообщений;

5) обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) не допускать передачу электронных сообщений пользователям сервиса обмена мгновенными сообщениями в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

4.3. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, вправе осуществлять идентификацию пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями самостоятельно путем определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться требования к порядку определения абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющимся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации.

4.4. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющийся российским юридическим лицом или гражданином Российской Федерации, обязан хранить сведения об идентификации абонентского номера подвижной радиотелефонной связи пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - идентификационные сведения об абонентском номере) только на территории Российской Федерации. Предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере может осуществляться только с согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Обязанность предоставить доказательство получения согласия пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями на предоставление третьим лицам идентификационных сведений об абонентском номере данного пользователя сервиса обмена мгновенными сообщениями возлагается на организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями.

После напряженного публичного диалога на прошлой неделе главы Роскомнадзора Александра Жарова с фактическим владельцем мессенджера Telegram, сервис был внесен в реестр организаторов распространения информации. Как теперь могут развиваться события, как давно существует этот реестр, есть ли там записи кроме Telegram и появятся ли там еще мессенджеры? Об этом "Российская газета" узнала у замруководителя Роскомнадзора Олега Иванова.

Роскомнадзор ведет реестр организаторов распространения информации с 2014 года. Как он наполняется? Почему именно сейчас возникло напряжение вокруг данного реестра?

Олег Иванов: Данный реестр действительно был создан в 2014 году в результате принятия "антитеррористического" пакета поправок в действующее законодательство. Этот пакет ввел в правовое поле два новых понятия - "блогер" и "организатор распространения информации". Последнее определение включает любой сайт в Интернете или онлайн-сервис, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями или файлами. Это социальные сети, различные форумы и блог-платформы, мессенджеры, файлообменники, видеохостинги.

Главное законодательное требование к организатору распространения информации - он обязан обеспечить хранение информации о действиях пользователей в течение полугода. И предоставить эти сведения по запросу правоохранительных органов при осуществлении ими оперативно-разыскной деятельности. Прежде всего при предотвращении или расследовании терактов.

Чтобы государственные органы понимали, с кем они имеют дело, и знали, куда направлять свои запросы, организаторы распространения информации обязаны уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности. То есть предоставить определенный набор контактных сведений. Всего пять идентификаторов: страна регистрации, юридический адрес, доменное имя, почтовый и электронный адреса компании и хостинг-провайдера, а также общее описание функций сервиса. Эти данные вносятся в соответствующий реестр.

Компании включаются в реестр организаторов распространения информации либо по запросу правоохранительных органов, либо по инициативе самого сервиса. По состоянию на вчерашний день реестр содержит сведения о 85 организаторах распространения информации - прежде всего тех, кто уведомил о себе в инициативном порядке.

Иностранных компаний в нем десять. Среди них компании, управляющие популярными файлообменниками (Depositfiles, Letitbit и др.), браузерами (OperaSoftware), видеохостингами (Vimeo), мессенджерами (WeChat, Threema, Telegram).

Принятие в 2016 году поправок в Закон "О противодействии терроризму" послужило импульсом для усиления работы министерств и ведомств по реализации данного закона.

Существует мнение, что после регистрации в этом реестре российские спецслужбы получают возможность читать переписку пользователей. Насколько оно соответствует действительности?

Олег Иванов: Это неправда - содержание переписки закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. С какого сетевого адреса фигурант расследования выходил в Интернет, какие сайты посещал, с кем переписывался, кому звонил в мессенджере, в какое время и так далее. Само содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует.

Обязанности организатора распространения информации возникают в силу закона, а не факта внесения в реестр. Если ваш сервис подпадает под определение организатора распространения информации, вы уже обязаны делать то, что требует закон.

Включение организатора распространения информации в реестр означает готовность компании работать в российском правовом поле, следовать требованиям национального законодательства, обеспечивать хранение информации в антитеррористических целях.

А кому еще вы направляли требования о регистрации в реестре? Будут ли в него включены, допустим, такие популярные в России сервисы, как WhatsApp или Viber?

Олег Иванов: Мы находимся в прямом диалоге с большинством крупнейших международных IT-компаний и сервисов - Apple, Twitter, Facebook и WhatsApp, Google, Microsoft, Viber и др. Проходят личные встречи, консультации с их представителями. Мы уважаем право компаний на конфиденциальность переговоров, поэтому не выносим в публичное поле результаты их промежуточных этапов. Эти компании сейчас находятся в процессе принятия решения о внесении в наш реестр. Нужно понимать, что это глобальные корпорации со сложной системой управления и согласования юридически значимых действий. Но для нас важно стремление компании к сотрудничеству. Если оно явно обозначено, у нас есть процедурные возможности для того, чтобы предоставить сервису дополнительное время, необходимое для согласования итогового решения.

Напротив, если компания уклоняется от диалога, игнорирует наши требования или через средства массовой информации транслирует явное нежелание их исполнять, мы обязаны применить предусмотренные законом санкции. В случае с организаторами распространения информации это административный штраф в размере до 300 тысяч рублей или блокировка на территории России. Как вы понимаете, оштрафованы могут быть только компании, зарегистрированные в российской юрисдикции. Для иностранных компаний блокировка их сервисов в России - безальтернативная мера воздействия.

В реестр включено 85 организаторов распространения информации. Больше там тех, кто уведомил о себе сам

В настоящий момент есть несколько иностранных компаний, которые отказались зарегистрировать свои сервисы в реестре организаторов распространения информации. Заблокированы четыре иностранных ресурса - Zello, Line, BlackBerryMessenger, PaulKeever.

Блокировка организатора распространения информации - не вечная мера. Что необходимо сделать компаниям, чтобы снять блокировку? Сколько времени занимает процедура разблокирования?

Олег Иванов: Вы правы, блокировка длится ровно до того момента, пока не будут выполнены требования законодательства. Пример - китайский мессенджер WeChat. Блокировка данного ресурса в мае текущего года продлилась неделю. После того как компания TencentHoldings предоставила необходимые сведения, мы проверили их достоверность, и доступ к мессенджеру был сразу же возобновлен. Связываю данный инцидент со сложностями международной коммуникации. Администраторы китайского ресурса просто вовремя не обратили внимание на требование, поступившее из России, - они подтвердили это нам позднее. Для разрешения этой ситуации нам пришлось задействовать дипломатические каналы.

С внесением в реестр организаторов распространения информации работа Роскомнадзора с ними заканчивается?

Олег Иванов: Да, далее начинается прямая коммуникация сервиса с российскими спецслужбами. Повторюсь - это вовсе не значит, что вся переписка читается. Но у правоохранительных органов должна быть возможность удостовериться в том, что господин N действительно участвует в террористической или экстремисткой деятельности, пресечь его публичную работу в Сети, а также раскрыть его преступные связи. Это нормальная работа спецслужб во всем мире.

Олег Иванов: Содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. Фото: РИА Новости

После напряженного публичного диалога с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым основатель и фактический владелец мессенджера Telegram Павел Дуров на прошлой неделе согласился на внесение Telegram в реестр ведомства. Однако он продолжает в своих социальных сетях транслировать позицию, что мессенджер не передаст спецслужбам мира ни бита информации о пользователях. Как вы относитесь к такому поведению Дурова?

Олег Иванов: Анонимность мессенджера и абсолютная конфиденциальность коммуникаций внутри него (в том числе за счет использования оконечного шифрования в "секретных" чатах) - та "фишка", вокруг которой Telegram построил всю свою маркетинговую кампанию. Это основа репутационной идентификации сервиса и лично Павла Дурова. Полагаю, что в публичном поле Павел Валерьевич продолжит транслировать указанную позицию. Однако трудно спрогнозировать, что он будет делать, когда спецслужбы с фактами на руках докажут ему, что с помощью Telegram ведется подготовка террористического акта. Что он выберет - абстрактную ценность сетевой анонимности или жизни конкретных людей?

К тому же, на мой взгляд, существует два вида анонимности. Та анонимность, которая охраняет частную жизнь пользователей, является благом. Такая анонимность по факту защищается не только IT-индустрией, но и государствами. Например, право на тайну переписки гарантировано Конституцией Российской Федерации, и закон об организаторах распространения информации, как я уже сказал, не покушается на это конституционное право граждан. Однако есть и другая анонимность, которая позволяет террористам скрывать преступные замыслы. И это недопустимо в цивилизованном мире. Необходимо разделять эти понятия.

В России есть отечественные мессенджеры. Еще вот-вот запустят госмессенджеры, про которые заявляет институт развития Интернета. Их тоже надо включать в реестр?

Олег Иванов: Со стороны российских организаторов распространения информации мы видим полное понимание всех правоприменительных процессов. Никто из них не претендует на какие-либо привилегии при исполнении законодательства. Они все находятся в российском правовом поле, декларируют полное соответствие всем законодательным требованиям и по факту им соответствуют.

Насколько перспективны мессенджеры и можно ли их отличить от других сервисов для общения?

Олег Иванов: Классический мессенджер представляет собой замкнутую систему. Вся коммуникация между пользователями происходит внутри него, и возможность отправить какую-либо информацию на внешний ресурс зависит не только от возможностей самого мессенджера, но и от возможностей операционной системы вашего компьютера или мобильного гаджета. Я полагаю, что если в скором будущем кто-то реализует интегрированный интерфейс, который позволит использовать одновременно все мессенджеры, установленные на вашем устройстве, то, наверное, это будет бизнес-успех. А будущее, на мой взгляд, все-таки за технологией, которая объединит возможности браузера, социальной сети, мессенджера, почты, онлайн-покупок и так далее. Думаю, что ждать этого придется не слишком долго. Процесс взаимного проникновения указанных сервисов уже сейчас идет достаточно интенсивно.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который, как я пытался убедить читателей , вовсе не «закон о блогерах». Учитывая огромное количество вопросов и возражений, высказанных на разных зеркалах блога, поясняю ситуацию. Если бы в законе было написано «Блогер – физическое лицо, по своей воле периодически публикующее на специально созданном сайте или странице сайта в сети интернет (блоге) свое личное мнение по каким-либо вопросам и проблемам, предоставившее неограниченный доступ к блогу неопределенному кругу пользователей сети и возможность комментировать публикации», первого поста бы не было. Приблизительно такое представление сложилось в обществе о блогерах в настоящее время. Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:

· он владелец сайта, т.е. владелец совокупности программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе (видимо, созданного блогером контента, но точно закон об этом не говорит), доступ к которой обеспечивается посредством сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты;

· на сайт, принадлежащий блогеру, в день заходит более 3000 пользователей сети интернет (опять-таки не ясно, в среднем за неделю, месяц, год или в тот день, когда на сайт, оснащенный рекомендованными счетчиками, зайдет в порядке систематического контроля инспектор Роскомнадзора и увидит хотя бы на одном счетчике число более 3000). Что счетчики показывают совершенно разные результаты, наглядно показал на примере своего сайта Тарас Злонов . Когда я писал этот абзац, показатели счетчиков у него не очень плавно колебались от 2 до 411.

Следующим важнейшим субъектом, чья деятельность регулируется новым законом, является организатор распространения информации . Кто же это? Если закон о блогерах, логично предположить, что это тот, кто предоставляет техническую возможность блогеру делиться своими мыслями – всякие там социальные сети, живые журналы, сайты, печатающие или перепечатывающие посты. Внимательно читаем определение части 1 новой ст.10.1 «трехглавого закона»: «Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет"».

Вы точно внимательно прочитали? И что увидели? Я увидел следующее. Если через сайт можно передать, доставить или обработать любое электронное сообщение, то владелец сайта или оператор информационной системы, эксплуатирующий ее по соглашению с владельцем, являются организаторами распространения информации. А это и сайты по бронированию чего угодно, и все интернет-магазины, и сайты, предоставляющие возможность прокомментировать его контент, и т.п.

А теперь приготовьтесь. Вы устойчиво сидите у своего ноутбука? Планшет опасно упасть не может? Тогда читайте. Под определение организатора распространения информации, данное в законе, подпадает любая организация, имеющая собственный почтовый сервер или внутренний портал с возможностью коммуникации персонала между собой.

Более того, если в соответствии с частью 7 статьи 10.2 владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами, то указания на то, что они не являются организаторами распространения информации, в новой редакции закона нет, а значит, они (СМИ в интернете) должны выполнять все обязанности, предусмотренные частями 2-4 ст.10.1. Т.е. уже сегодня, а не с 1 сентября 2016 года, хранить на территории России персональные данные россиян, уведомить о своей деятельности Роскомнадзор и поставить средства СОРМ. Сегодня, а точнее – с 1 августа 2014 года.

И уже ясно, кто определит требования к устанавливаемому оборудованию. С 12 августа вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 741 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в эксплуатируемых им информационных системах». Естественно, этим органом стало Минкомсвязи, которое уже разместило на едином портале сведения о том, что публичное обсуждение проекта соответствующего приказа начато, правда, текст обсуждаемого документа пока не выложило.

Требований к оборудованию СОРМ пока нет. Зато в тот же день, 31 июля, Постановлением Правительства N 759 утверждены «Правила хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

И вы знаете, что, помимо прочего, попало в перечень фиксируемой информации? Не поверите. «Фактически фиксируемая коммуникационным сервисом информация об организации приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, осуществляемых с использованием технологий электронных платежных систем, в том числе информация о произведенных денежных операциях (с указанием информации о корреспонденте-идентификаторе платежной системы, валюты, суммы, оплачиваемой услуги или товаров (при наличии), об иных данных, указанных при проведении денежной операции), осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы ("электронного кошелька"), суммы прихода либо расхода, иных данных, указанных при осуществлении транзакции)». Банкам, магазинам принимающим платежные карты, владельцам платежных терминалов и прочим организаторам электронных кошельков стоит обратить внимание.

Кстати, про то, за чей счет все это будет фиксироваться, ни в законе, ни в новых постановлениях нет ни слова.

В заключение. Пост – не про здравый смысл. Пост – про буквы, которые написаны в законе.